Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_432.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ


Сложное свойство личности, присущее, как правило, представителям интеллигенции. Термин «интеллигенция» введен в оборот русским писателем П, Д. Бобо-рыкиным в 60-х годах XIX века и из русского языка перешел в другие языки. К интеллигенции принято относить общественный слой людей преимущественно умственного труда, отличающихся достаточно высокой культурой.
И. как свойство личности трактуется по-разному, но несомненно объективное существование этого социального и психологического феномена. И.— свойство прежде всего высоконравственное. И. в обыденной речи используют как синоним порядочности, честности, правдивости, благородства, принципиальности, тактичности, совестливости. Все эти признаки высоконравственного человека в варианте И. сочетаются еще и с достаточно большими интеллектуальными возможностями. Говоря образно, И,— это умная совестливость (или совестливый ум).
Одна из самых существенных черт человека, отличающегося И.,— преклонение перед красотой н истиной. Такое отношение к прекрасному, истинному свободно от влияния моды и составляет сущность, личностную основу человека. И. подразумевает ясное представление человека о личной моральной ответственности за все, что происходит вокруг. Люди, наделенные И„ не спешат обвинять других, они ищут причины личных и общественных неполадок прежде всего в себе, думают о том, чего не смогли или не захотели сделать сами, кому не помогли, чему не способствовали.
Конъюнктурность, приспособленчество, карьеризм, двурушничество чужды И. В период застоя многие действительно интеллигентные люди терпели значительный ущерб, были не у дел нз-за неспособности двоедушничать, выдавать черное за белое, быть в услужении у бюрократов.
Интеллигентные люди отличаются скромностью, неприхотливостью, никогда не выпячивают своих заслуг, избегают разговоров о себе, борются с проявлениями у себя честолюбия, тщеславия.
И.— синоним прогрессивной общественно-политической направленности. Интеллигенты составляли костяк революционных демократов, возглавили социал-демократический этап революционного движения в России, они н в передовых ряда х борцов за перестройку,
Пожалуй, нет ни одного положительного нравственного качества, которое было бы чуждо И. А из этого следует, что справедлива та точка зрения, что И. обладают все культурные, нравственные люди вне зависимости от классовой или профессиональной принадлежности. Простые труженики всегда ценили проявления И, в учителе, враче, землег устроителе... В произведениях А. П. Чехова мы находим образы интеллигентов, чаще всего не вписывавшихся в тогдашнюю действительность: доктора Дымова из «Попрыгуньи», Гурова нз «Дамы с собачкой» и др. В советской литературе И, отличаются герои произведений Б. Пастернака, В. Каверина, Д. Гранина, А. Битова и др.
И. всегда чужды были кастовость, элитарность, групповщина. В жизни встречаются попытки возведения И. в знак избранности, «посвященности». Подобные представления страдают односторонностью. Порою И. сочетается в человеке с излишним стремлением к самокопанию, неуверенностью в своих силах, отсутствием боевитости, настойчивости.
Настоящая И. родителей гарантия успешного семейного воспитания. Она подразумевает неуклонное повышение их педагогической культуры, обеспечивает их нравственную ответственность за воспитание детей, оберегает от наиболее пагубных недостатков н ошибок во взаимоотношениях с людьми. Вместе с тем ложная И., выражающаяся в подчеркивании своей образованности, «интеллектуальности», преимуществ перед другими людьми, способствует тому, что и дети со временем начинают кичиться своими призрачными «достоинствами».
Воспитывая у детей И., полезно позаботиться о своевременном развитии у них самостоятельности мышления, воспитании уважения к правде, любви к людям, стремления бескорыстно помогать им. Важно сделать И. постоянной «точкой отсчета» в оценке окружающего ребенка мира. В подростковом возрасте уже можно объяснить суть этого личностного свойства, его значение для самого человека н всего общества. В этом возрасте особенно актуальны поиски конкретного идеала. Будет хорошо, если в ряду идеальных для подростка (а потом юноши, девушки) людей, образцов для подражания окажутся такие глубоко интеллигентные люди, как А. П. Чехов, А. А. Блок, М. И. Цветаева, М. М. Зощенко, А. А. Ахматова. На пользу ребенку пойдут советы не следовать слепо интеллектуальной моде, проверять расхожие оценки собственной продуманной позицией. Но самый эффективный способ положительного воздействия в этом направлении — совместный с ребенком духовный рост, достижение в процессе общения, деятельности все новых вершин в духовном развитии.
См. также: Альтруизм; Непрерывное образование; Самостоятельность; Умственное воспитание.