Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ИНФАНТИЛИЗМ

ИНФАНТИЛИЗМ


явление, указывающее на сохранение а поведении и характере человека особенностей, свойственных более младшему возрасту. Выделяется три вида И.: физический (отставание в физическом развитии), психический (отставание в эмоционально-волевом развитии) и психофизический. При психическом И. (далее речь пойдет именно о нем) человек при нормальном физическом и интеллектуальном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы.
И. наблюдается чаше всего в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. У взрослых людей он встречается весьма редко. И. может быть болезненным и неболезненным, то есть дисгармоничным и гармоничным. Границы между ними.весьма условны.
Наиболее часто встречается гармоничный И., при котором человек ведет себя соответственно более младшему возрасту. Поведение, нормальное для 6-летнего ребенка, вызывает удивление, если оно наблюдается у 10-летнего. Гармонический И. вызывается, как правило, дефектами воспитания. «Оранжерейное» воспитание — главная причина возникновения гармоничного И., особенно если оно сочетается с соответствующей биологической почвой: ребенок ослаблен, часто болеет н пр.
В чем проявляется И.? Слабоволие, нежелание брать на себя ответственность, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаем ость, стремление идти по пути наименьшего сопротивле- . ния, делать только то, что нравится, а не то, что надо. Для инфантила вся жизнь игра, в которой одни права н никаких обязанностей. Иждивенческое отношение к жизни не появляется мгновенно, оно формируется постепенно, нередко прямо культивируется родителями. Отсутствие привычки к труду приводит к неприятию труда. И. становится жизненной позицией, выработанной у ребенка в процессе воспитания.
Чтобы предупредить явления И., необходимо своевременно вырабатывать у детей социально-положительную, эмоционально-насыщенную доминанту, формировать у них практические умения и навыки, самостоятельность, ответственность. Это поможет не только предотвратить, но и преодолеть И.
В некоторых случаях И. достигает болезненной степени, когда на первый план выступают неустойчивость, возбудимость, лживость. Такие формы имекуются дисгармоничным И. Он как болезнь охватывает возраст с 5—7 лет АО 14—15 лет. В более полднем возрасте (при благоприятных условиях) дисгармоничный И. чаше всего сглаживается. Больные как бы наверстывают свое отставание и потом мало отлн -чаются от сверстников.
Однако такой благоприятный исход бывает не всегда: у части больных (20—30%) признаки грубой незрелости эмоционально-волевой сферы сохраняются, а позже проявляются в виде стойкой дисгармонии эмоционально-волевых свойств личности, именуемой психопатией. Здесь уже необходимы специальные медицинские воздействия, проведение разнообразных психогигиенических мероприятий.
И. может привести к тяжким социальным последствиям. Так, например, инфантнлы тянутся к людям с антисоциальными установками. Из них потом и формируются хулиганы, пьяницы, наркоманы. И. предрасполагает детей и подростков к неврозам, различным карикатурным реакциям протеста и другим расстройствам. Необходимо пресекать контакты ннфантилов с лицами антисоциального поведения, постоянно их контролировать, формировать в них правильные социальные установки. Достигается это путем кропотливой, длительной работы, в которой решающая роль принадлежит семье.
См. также: Акцентуация характера; Воля; Гиперопека; Конформизм.