Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_453.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ЛЕНЬ ДЕТСКАЯ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ЛЕНЬ ДЕТСКАЯ

ЛЕНЬ ДЕТСКАЯ


Проявляется в форме отказа от выполнения заданий, требующих от ребенка собранности, настойчивости, дисциплины. Так, например, дошкольники нередко ленятся убирать за собой игрушки, аккуратно складывать одежду перед сном. Эти действия не представляют для ребенка ничего нового, они для него скучны, неинтересны, поскольку требуют повторения однообразных операций с одними и теми же вещами.
Важно еще в дошкольном возрасте укреплять волевые качества в характере ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. Это — залог психологической готовности к обучению в школе, где с первых шагов в школе ребенку предстоит не только познавать что-то новое и интересное, но и выполнять массу многократно повторяющихся упражнений для закрепления навыков чтения, счета, письма. Ребенок, который не подготовлен к труду, неизбежно встретится с трудностями в школе, и не по причине слабых умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств.
Наибольшая трудность в профилактике лени заключается для родителей в своевременном распознавании ее симптомов. Самые чуткие и заботливые родители нередко ошибочно принимают признаки лени за проявление усталости, голода, желание спать, наступление заболевания. В результате такой гиперопеки ребенок не привыкает подчинять свои желания сознательным целям, пониманию долга и целесообразности.
Бывает и обратное, когда лень развивается у ребенка от нереальных требований со стороны родителей: завышенные задания вызывают чувства протеста, безнадежности и в конечном счете отвращения к труду. Надо вовремя давать ребенку посильные задания с ясным и осмысленным результатом: «Вымыл за собой после еды тарелку и ложку — молодец!». Если ребенок знает наперед, что у порученного ему дела есть четко обозначенный конец, которого он вполне может добиться, он с большей охотой согласится предпринять усилия. Постепенно у него будет формироваться важнейшая привычка —доводить начатое до конца.
Нередко лень развивается, когда взрослые слишком часто манипулируют ребенком с помощью разнообразных посулов: «Вымоешь иол — пойдешь гулять», «Напишешь сочинение — получишь на мороженое». Что получается в результате? Ребенку внушается отно-• шение к труду как к скучному и неприятному занятию, которое следует выполнять только за вознаграждение. При этом взрослые лишают ребенка возможности получить удовольствие от самого процесса труда, испытать радость от ощущения собственной ловкости, силы, сметливости, упорства, которым постоянно вознаграждает себя всякий трудолюбивый человек.
Нередко родители пытаются решительно бороться с ленью с помощью принуждения, при этом ребенка стыдят, упрекают, унижают его достоинство, вызывают у него завистливую враждебность к тем трудолюбивым мальчикам и девочкам, которых ставят в пример. Это только усугубляет дело.
Лучше дать ребенку убедиться в последствиях лени на собственном опыте: «Оставила куклу на полу, сама на нее наступила и испортила!», «Не уложил с вечера учебники в портфель — утром опоздал в школу, получил замечание!» и т. п.
Залогом успеха в преодолении лени является выработка у ребенка привычки выполнять определенные обязанности без напоминаний со стороны взрослых: постоянно убирать за собой постель по утрам, постоянно мыть пол, постоянно ходить в магазин за хлебом. Понимание того, что существуют обязательные дела, важные для всей семьи, которые никто, кроме ребенка, не сделает, вооружает ребенка осознанием собственной значимости, помогает ему преодолевать лень.
См. также: Гиперопека; Мотивы; Потребности.