Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_455.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ЛИДЕР
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ЛИДЕР

ЛИДЕР


Член группы, который способен оказывать существенное влияние на поведение остальных ее участников.
В коллективе класса, в секции, студни, клубе, внешкольном учреждении, в группах подростков, образующихся по месту жительства, нетрудно обнаружить подростков, с чьим мнением ребята особенно считаются, кому стремятся подражать. Это и есть Л. детских групп. От того, как ведет себя Л., каков уровень его интеллектуального н нравственного развития, во многом зависит характер взглядов, отношение к окружающему, формирующиеся в данной группе. Вот почему родителям важно знать, какая группа является действительно значимой для подростка н кто из его приятелей является Л. этой группы.
Тип лидерства определяется характером и структурой группы подростков. Если ее объединяют социально ценные интересы, общественно полезная деятельность, роль Л. в воспитании подростков положительна. Обычно такой Л. предоставляет ребятам достаточную свободу действий, позволяет им обсуждать свои решения, поддерживает проявляемую любым членом группы инициативу. Благодаря этому создаются условия для развития самостоятельности мышления и поведения подростков, они не копируют действия Л., не становятся слепыми исполнителями его указаний. Такие отношения складываются в условиях высокоразвитого ученического коллектива. Межличностные отношения в коллективе строятся на основе норм социалистического образа жизни, определяются социально н лнч-ностно значимым содержанием совместной деятельности. Это — отношения ответственной зависимости, по характеристике А. С. Макаренко. Они характерны, например, для трудовых объединений учащихся -— ученических производственных бригад, школьных лесничеств и т. д. Конкретность и значимость дела, на основе которого складывается коллектив, требуют, чтобы организатором его был тот, кого уважают, кто наиболее компетентен, кто действительно способен повести за собой, наладить общую работу. Такой Л. становится серьезным помощником учителей и родителей в воспитании школьников, он нуждается во всемерной поддержке.
Иной тип лидерства утверждается, если в классе, пионерском отряде, комсомольской группе нет подлинного коллектива. Работа в нем ведется та, которая представляется необходимой учителю, а не та, которая соответствует интересам школьников. В этом случае председатель совета отряда, комсорг нередко избираются из числа учащихся, к которым положительно относится педагогический коллектив, без учета степени их авторитетности в детской среде. Это, как правило, подростки с хорошей успеваемостью, дисциплинированные. Но этих качеств оказывается недостаточно, чтобы вести за собой коллектив. Таких ребят называют формальными Л.
Обычно в таком коллективе верховодит, доминирует неформальный Л,— школьник с собственной позицией, смело отстаивающий свои взгляды, обладающий волевым и решительным характером. Школьники тянутся к нему, прислушиваются к его мнению, подражают ему. Нередко положение в коллективе изменяется в лучшую сторону, когда в роли официального руководителя в нем оказывается действительный Л. Возложение ответственности на подростка, авторитетного в детской среде, имеет важное воспитательное значение и для него самого, и для коллектива в целом.
Ребенка, который способен стать Л. в данной группе, нетрудно обнаружить, включив детей в совместную деятельность, предложив им самое простое задание. Уже на первом этапе выполнения задания обязательно кто-то из детей возьмет на себя руководство общей работой: проявит инициативу, определит порядок действий, начнет отдавать распоряжения. Если остальные ребята будут охотно ему подчиняться, значит, этот подросток имеет свойства организатора, способность энергично участвовать в достижении общих целей, вести за собой.
В коллективе может быть несколько Л.: один — в трудовой деятельности, другой — при решении интеллектуальных задач, сложных проблем. Есть и Л., ориентированные на людей, или «эмоциональные Л.», которые особенно ярко проявляют себя в общении. К ним дети тянутся, поскольку те обладают коммуникативными способностями, жизнерадостностью, энергичностью, веселым, добрым, открытым характером. Наличие в коллективе такого Л. очень важно для разрешения конфликтов, проблем, касающихся межличностных отношений. При изменении характера решаемой задачи, в зависимости от ситуации, могут выходить на первый план различные типы Л. Нередко все названные качества соединяются в одном лице.
В классе могут образоваться так называемые малые группы, в каждой из которых — свой Л. Цели этих групп в отдельных случаях могут вступить в противоречие с целями коллектива.
Особенно сложная ситуация может сложиться в уличной компании подростков. Такие компании, собирающиеся вместе, чтобы выпить, подзадорить от скуки прохожих, нередко находятся под пристальным вниманием преступных элементов. Под их влиянием образуется «стая», в которой свой тип Л.—безжалостного, жестокого, порой открыто попирающего нормы права и морали, бравирующего пренебреже-
Личный пример
н нем к за кону. Л. действует властно, жестко распределяет роли между членами группы, строго контролирует их действия.
Если сын или дочь попали под влияние такой группы, бесполезно запрещать эти отношения: в подобном случае вступает в силу подростковая солидарность — нежелательные для родителей отношения не только не ослабятся, но и, возможно, еще более укрепятся. Наиболее целесообразно воздействие именно на Л. группы. Замечено, что сам Л. нередко не испытывает чувства зависимости от группы. Поэтому, если удастся увлечь его интересным для него делом, например авиамоделизмом, кинофотосъемкой, он может оставить ранее возглавляемое им объединение с антиобщественной направленностью. Это нередко приводит к нейтрализации такого рода групп.
См. также: Запущенность педагогическая; Конформизм; Подросток; Самооценка; Юность.