Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_456.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР


Действен ность Л. п. в воспитании объясняется такой особенностью детей, как подражательность. Они с удовольствием подражают старшим, повторяют их привычки, манеру говорить, стиль общения Подражая, дети накапливают собственный опыт поведения и отношения к окружающему. Со временем образ жизни семьи становится и образном для подражания взрослеющих детей.
Жизнь показывает, что влияние Л. п. не в каждой семье достаточно результативно. Известно, что в сечье, где все любят читать, нет трудностей в приучении детей к чтению. Пример родителей, старших детей воспитывает младших. Но бывает, что в семье много читает один из родителей и почти не читает другой. Есть ли уверенность, что ребенок будет подражать только читающему? Не всегда. Родители часто уповают на влияние положительного примера и недооценивают отрицательные. Бывает, что в некоторых семьях бабушка в присутствии внука делает дочери замечания в оскорбительной форме. Дочь не сдерживается, отвечает в том же тоне. Мальчик — свидетель перепалки — усваивает этот стиль общения и с матерью и с бабушкой.
Многие родители, считающие положительный пример решающим фактором успешности воспитания, бывают удивлены, когда он не оказывает должного влияния. Л. п. приобретает воспитательное значение лишь при признании авторитета родителей детьми. Л. п. и авторитетность — взаимосвязанные стороны в семейном воспитании. Нередко даже в хороших трудовых семьях дети не следуют примеру родителей и не вырастают такими же тружениками. Следует особо отметить, что если положительный пример родителей не всегда является образцом для подражания, то отрицательный пример, как правило, быстро перенимается детьми {грубость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, эмоциональная распущенность, курение, употребление спиртного и др.).
Среди условий, повышающих эффективность воспитания, можно назвать соответствие Л. п. поставленной задаче развития ребенка. Так, родители нередко требуют, чтобы ребенок делал утреннюю гимнастику. Что предпринимают взрослые? Объясняют ребенку, насколько необходима утренняя гимнастика для здоровья. Безусловно, это верное начало, но на нем нельзя останавливаться. Разъяснение должно быть непременно подкреплено Л. п. Если отец и мать не представляют себе начало дня без зарядки, если это для них столь же естественная потребность, как умывание, то чаще всего и дети постепенно «втягиваются» в занятия утренней гимнастикой. Это не значит, что не будет капризов, отказов. Но именно ежедневный пример старших, а не бесконечные беседы о пользе зарядки, поможет достичь воспитательных результатов. Здесь очень важно пробудить в ребенке желание делать так, как делают взрослые,— «зажечь», увлечь.
Однако только положительного примера недостаточно для воспитания трудолюбия, заботливости, желания и умения помочь родителям по дому. Не менее важно подкрепление Л. п. ежедневным приучением. Если Л. п. не подкрепляется другими методами воепитания, то он может не оказывать положительного воздействия вообще.
Действенность Л. п. в семейном воспитании характеризуется изменением от преимущественного его использования в дошкольном и младшем школьном возрастах к снижению его доминирующей роли в воспитании, когда школьник уже накапливает немалый жизненный опыт и вступает в пору его нравственного осмысления.
См. также: Авторитет родителей; Единство требований; Приучение, упражнение.