Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_458.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ЛОГОПЕДИЯ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ЛОГОПЕДИЯ

ЛОГОПЕДИЯ


Наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания, Л. является одним из разделов специальной педагогики (дефектологии).
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами.
Устранением недостатков речи у детей занимается учитель-логопед, имеющий специальное высшее педагогическое образование.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Могут быть выделены некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию (например, дефекты произношения звуков Л, Р, ускоренный темп речи и др.). Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития: в 1—2 года, в 3 года и н 6—7 лет.
Основными причинами патологии детской речи являются токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы матери, несовместимость крови родителей по резус-факто ру, родовые травмы, различные заболевания в первые годы жизни ребенка, травмы черепа, наследственные факторы. К числу факторов, создающих предпосылки для срыва речи, относятся неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если отклонения выявляются впервые только при поступлении в школу, то у детей накапливается и становится все более очевидной несостоятельность в обучении. Речевой дефект в таких случаях трудно компенсировать. В то же время выявление таких детей в ясельном или дошкольном возрасте и ранняя медицинская и педагогическая помощь им значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Выделяются 11 форм речевых нарушений, затрагивающих произносительную и семантическую стороны речи. У детей с нормальным слухом наиболее распространенным дефектом является дислалия — нарушение звукопроизно-шения (искажения, замены и смешение звуков). Наиболее распространенное нарушение речи — заикание — расстройство темпа и ритма речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания и в вынужденных повторениях звуков н слогов. Чаще заикание возникает в возрасте от двух до пяти лет у легко возбудимых детей. Его возникновению могут способствовать неправильные условия воспитания, наказания, нспуг, подражание.
В таких случаях необходимо срочно начать лечение ребенка у детского психиатра, а сами родители должны деликатно относиться к нему: не напоминать ему о заикании и о тех психических травмах, которые вызвали заикание и усиливают его, всячески отвлекать ребенка от сильных душевных переживаний, подбадривать, внушать ему уверенность в себе и в излечимости его болезни. Ему также обязательно следует заниматься с логопедом. Родители должны контролировать эти заня-
тия, тактично требовать от ребенка исполнения указаний логопеда, следить за правильностью произношения, за соблюдением правил речи: говорить на выдохе, смотреть в глаза собеседнику, следить за темпом речи и т. д.
Логопедическая помощь оказывается а специальных детских садах для детей с нарушениями речи, в логопедических пунктах при общеобразовательных школах, в специальных школах для детей с нарушениями речи, в логопедических кабинетах поликлиник н психоневрологических диспансеров, в логопедических отделениях ряда больниц.
См. также: Дефектология; Дошкольник; Обучение дошкольное; Подготовка детей к школе; Речь детей.