Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_465.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > МАЛЬЧИК: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > МАЛЬЧИК: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

МАЛЬЧИК: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ


Как часто педагоги и родители сетуют на недисциплинированность представителей этого беспокойного племени, с какой готовностью они списывают на несносный мальчишеский характер свои ошибки, неудачи, несбывшиеся надежды. Между тем не столько мальчишки повинны в том, что взрослые испытывают трудности в их воспитании, сколько сами взрослые, игнорирующие все то, что заложила в ребенка природа, создав именно мальчика — представителя мужского пола. «Нет абстрактного подростка,— подчеркивал В. А. Сухомлинский,—...есть конкретная человеческая личность — мужчина или женщина». Следовательно, родителям необходимо знать особенности развития ребенка, связанные с его половой принадлежностью.
В чем же состоит специфика воспитания мальчика? Наибольшее беспокойство родителей обычно вызывают непоседливость и неорганизованность мальчиков, частые нарушения ими установленного порядка, драчливость, негативное отношение к учебному труду, требующему исполнительности, настойчивости, аккуратности (известно, что среди неуспевающих школьников почти 80% составляют мальчики), разбросанность н неустойчивость интересов и увлечений поверхностность знаний при большей в сравнении с девочками широте кругозора, неожиданные перепады в настроении, резкие колебания самооценки — от излишней уверенности в себе до самоуничижения, неспособность сосредоточивать внимание в течение длительного времени на каком-либо одном деле (мальчики, как правило, охотно выполняют кратковременные поручения, в которых они могут обнаружить свою смекалку и изобретательность, но с трудом переносят статическую нагрузку).
Родителям следует помнить, что все указанное — не столько проявления невоспитанности либо злонамеренности ребенка, сколько внешнее выражение, во-первых, тех процессов, которые происходят в его организме и психике, во-вторых, потребности реализовать свое «я» в соответствии с принятыми в среде сверстников нормами, кодексом мальчишеской чести. Я- Корчак отмечал в этой связи: «Мальчику кажется, что ему не пристало, стыдно быть спокойным, благоразумным, благовоспитанным.
...Мальчишке труднее быть чистеньким, он любит подвижные игры. У мальчиков больше синяков и шишек, порезанных пальцев, ссадин на коленках; мальчики больше дерут башмаки, чаще бьют стекла. Да потому, что они больше мастерят и более дотошные. Но они не грязнули. Просто мальчики любят все побыстрее, менее терпеливы, и потому тетрадки у них не в таком порядке.
...Мальчики стыдливы не менее девочек. Только мальчики говорят нехорошие слова громче. А делают что-нибудь неприличное из озорства или чтобы «себя показать».
воспитаниеВоспитывать мальчиков особенно трудно в подростковом возрасте. От родителей в этот период требуется огромное терпение, внимательное и тактичное отношение к ребенку. Важно при этом так организовать жизнь сына, чтобы его активность находила выражение в полезной деятельности, чтобы у него укреплялась вера в свои силы и возможности. Целесообразно создавать в процессе воспитания такие ситуации, в которых бы ребенок мог проявлять себя как представитель «сильного пола, приучался брать на себя большую нагрузку, ответственность за слабых. Сегодняшнему мальчишке в недалеком будущем предстоит стать защитником Родины, поэтому особое внимание родители должны уделять физической закалке сына, развитию его волевых качеств, формированию патриотических чувств.
«Есть три вещи, которые необходимо утвердить в мальчиках и юношах,— писал В. А. Сухомлинский,— долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины». Утвердить сознание долга, ответственности и достоинства — это значит воспитать хорошего сына, любящего, заботливого отца н мужа, надежного товарища, настоящего человека и гражданина.
См. также: Дошкольник; Культура поведения; Младший школьник; Мужественность; Отцовство; Подготовка подрастающего поколения к семенной жизни; Подросток.