Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_472.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ


Синтез обоб щенных взглядов на окружающий мир, на развитие природы н общества. М. человека формируется под воздействием социальных условий, знаний, жизненного опыта, особенностей общественного бытия человека, эмоционального восприятия событий, явлений. М. определяет осознанное отношение личности к окружающему миру — к природе, к общественной жизни, к людям, к себе, к своим обязанностям в обществе,
«Многознайке» еще не является М. личности. Коммунистическое М. становится достоянием учащихся, определяющим их жизнь н поступки, только преломляясь через призму личного опыта овладения научными идеями, теориями, через область чувств, развитием мосоз-нания, систему отношений в школе и вне ее, утверждаясь в различных видах познавательной, общественно-политической, трудовой, художественной деятельности, в преодолении противоречий, имеющихся в сознании личности. Для достижения такого результата необходим комплекс воспитательных воздействий школы, комсомола, семьи, трудовых коллективов и самовоспитания, саморазвития личности на всех возрастных этапах.
Первоначальные элементы М, складываются у детей еще в дошкольном возрасте: в семье и детском саду дети учатся наблюдать окружающую жизнь, знакомятся с природой, родители и воспитатели с материалистических позиций объясняют им закономерности жизни растений, животных, людей, рассказывают о жизни нашей страны.
В начальной школе, когда начинается систематическая учеба, учителя, вожатые, родители помогают формированию у младших школьников основ научных представлений об окружающем мире, о природе, о нашей Родине.
В подростковом возрасте развитие М. тесно связывается с интеллектуальным, эмоциональным и действенно-практическим компонентами. В старших классах этот процесс качественно усложняется, ибо усиливается социальное возмужание школьников, их духовное развитие, тенденция осознания себя активной личностью, гражданином, желание проявить свои взгляды и убеждений в практической работе: в деятельности комсомола, в общественно полезном производительном труде, в системе социальных отношений.
Опасность смировоззренческих провалов возникает в условиях недостаточной ндейной воспитанности, неразвитого правосознания, низкого уровня эстетических взглядов и этических представлений, отсутствия моральной ответственности человека перед обществом. В целостном процессе формирования научного М. нельзя утратить нн одну из его составляющих частей, то есть наличие философских, естественнонаучных, экономических, идейно-политических, правовых, нравственных, эстетических, атеистических взглядов и убеждений. Недостаточная идейная воспитанность порождает негативизм, критиканство, шаткость нравственных убеждений; неразвитое правосознание, низкий уровень нравственных представлений и моральной ответственности приводят к аморальным поступкам, фактам правонарушений. Невысокая эстетическая культура проявляется в некритическом отношении к произведениям искусства. Идеологическая незрелость сказывается и в индифферентном отношении к религии. В развитии и становлении коммунистического М. школьника наряду со школой большую роль играет личный пример родителей, авторитет старших на производстве и в личной жизни, их общественная целеустремленность.
Велико значение формирования М. учащихся средствами искусства: классической и современной многонацнональной литературы, прогрессивной мировой литературы, театра, кино, музыки, радио, телевидения, печати.
Формирование марксистско-ленинского М. как основы коммунистического воспитания — важнейшая цель общества, его социальных институтов. Главное заключается в том, чтобы сформированные коммунистические взгляды и убеждения школьников проявлялись в жизни, в гражданской зрелости, утверждались в активной общественной деятельности н труде, в системе разнообразных социальных связей и отношений, в практике борьбы за построение коммунизма.
См. также: Подросток; Экологическое воспитание; Юность.