Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_473.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК


К М. ш. относят учащихся 1—4-х классов в возрасте от шести до десяти лет. В этот период у ребенка складывается новый вид деятельности — учебный. Под его воздействием меняется характер мышления ребенка. Совершенствуются основные качества внимания: объем, концентрация, устойчивость. Готовность зрительного, слухового и двигательного механизмов обеспечивает развитие осмысленного, правильного и целенаправленного восприятия сложных изображений, пространства, времени. Память достигает более высокого уровня развития. Интерес к причинным зависимостям, выделение существенных признаков, их распознавание в новых фактах, переход к обобщениям и выводам убедительно свидетельствуют о способности М. ш. логически мыслить.
Физические различия между мальчиками н девочками пока незначительны. Рост ребенка увеличивается в основном за счет длины ног. Разумно организованный режим — правильное чередование труда н отдыха, достаточное пребывание на свежем воздухе, двигательная активность — способствует совершенствованию дыхательного аппарата, кровообращения — успешному формированию растущего организма. Дети овладевают многими сложными координированными движениями, развивается ловкость. Регулярные занятия физической культурой благотворно влияют на их психическое н эмоциональное развитие.
Исследованиями гигиенистов установлено два пика в динамике работоспособности М. ш. на протяжении суток. Первый — с 8 до 11 часов утра. Второй — между 16 и 18 часами. Затем интенсивный спад до следующего утра. Недельный пик работоспособности приходится на вторник и среду, самый низкий уровень— на пятницу. В динамике года пиком является октябрь, с января по март наблюдается постепенный спад. После этого до июня работоспособность медленно нарастает. Эти объективные закономерности необходимо учитывать при составлении индивидуального режима дня и планировании жизни семьи, в которой есть дети младшего школьного возраста.
Важную роль в сохранении работоспособности М. ш. играют условия, в которых он готовит домашние задания. Тишина, правильное освещение, соответствующая температура воздуха, соблюдение режима проветривания, удобное рабочее место — основные условия организации самостоятельной учебной работы ребенка дома. Необходимо помнить, что время, затрачиваемое М. ш. на приготовление домашних заданий, в 4-м классе не должно превышать полутора часов. В каждом предыдущем классе оно соответственно сокращается на 15 минут. В первом классе задания не задаются.
Одна из основных учебных задач, которая решается в младших классах,— научить детей работать самостоятельно. Это особенно существенно при переходе от коллективной работы под руководством учителя в классе к полусамостоятельным и самостоятельным формам, включая и подготовку домашних заданий. Работа семьи в этом случае является естественным продолжением усилий школы по формированию у М. ш. культуры умственного труда.
Научить М. ш. учиться легко и успешно — одна из важнейших педагогических задач данного периода. Главная ценность обучения не в накоплении объема знаний. Знания представляют собой определенную ценность только в том случае, если их получение сопровождается усвоением и совершенствованием навыков работы. Овладение техникой самостоятельной работы, усвоение рациональных приемов организации труда — основные умения, которые должны сформироваться у учащихся начальных классов в процессе подготовки домашних заданий.
М. ш. чаще всего бывают заинтересованы не содержанием предмета и способом его преподавания, а своим продвижением в этом предмете: они с большей охотой занимаются тем, что хорошо получается. С этой точки зрения любой предмет можно сделать интересным, если дать маленькому школьнику ощутить ситуацию успеха.
Роль родителей при подготовке заданий М. ш. сводится к следующему: помочь ребенку правильно организовать рабочее место, создать ему условия для занятий; помочь выбрать рациональные приемы работы из арсенала тех, которые рекомендованы учителем; помочь правильно оценить результаты своего самостоятельного труда, сделать вывод о качестве его выполнения, определить, что нужно сделать впредь, чтобы задание выполнить еще лучше. Идеальной является ситуация, при которой родители лишь контролируют результаты самостоятельной работы М. ш.
Забота о нравственном воспитании М. ш. не может быть делом одной только школы. Важно, чтобы семья поддерживала деятельность школьного коллектива. В семье ребенок воспитывается не только на радость близким. Воспитывать детей сознательными, активными членами общества, настоящими гражданами нашей Родины — одна из важнейших задач советской семьи. Первые уроки гражданственности ребенку дает та нравственная атмосфера, которая царит в семье: от системы внутрисемейных отношений, от иерархии семейных ценностей зависит будущее гражданское лицо ребенка.
См. также: Внимание; Гигиена детей и подростков; Физическое воспитание.