Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_478.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > МОТИВЫ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > МОТИВЫ

МОТИВЫ


Это побудители определенных потребностей. М. может быть материальный предмет или процесс (например, М. игровой деятельности ребенка является сам процесс игры). М. формируются на основе потребностей, обслуживают их удовлетворение, обеспечивают их развитие. Первоначально ребенок испытывает потребности как состояние неудовольствия, нужды. Но в чем? Этого он не знает. Получая опыт удовлетворения потребности, ребенок приобретает М. Например, обладание игрушками становится М. удовлетворения потребности в игре. М. отражается в виде более или менее ясного образа желаемого предмета или процесса. Постепенно чувственный образ «съедобного» (вкус, запах, цвет, форма) становится М. «пищевой потребности».
Родители должны знать, что от них зависит, насколько адекватными будут формирующиеся М. у их ребенка. Сама по себе потребность не предопределяет однозначно того М., который будет впоследствии ее побуждать и удовлетворять. Например, познавательная потребность (потребность в новой информации) при неумеренном использовании телевизора может прикрепиться к единственному и не вполне адекватному М.— просмотру телепередач. Потребность в движении может мотнаировать-ся спортом и физическим трудом на воздухе, а может прикрепиться исключительно к танцам под рок-музыку. Потребность в общении и совместной деятельности может «обрасти» такими нежелательными М. и привычками, как употребление спиртных напитков, наркотиков и т. п.
В некоторых случаях возникает психопатологический процесс подмены потребности неадекватным М.: М. начинает преобладать над потребностью, на основе которой он вначале сформировался. И даже тогда, когда он уже перестает удовлетворять потребность, он оказывается сильнее ее по своей побудительной силе. Так происходит при алкоголизме: первоначально алкоголь выступает как М. для раскрепощенного общения. В период деградации угрюмый пьяннца в одиночку по утрам любой ценой старается избавиться от тяжелого похмелья.
У психически зрелой личности М. формируются не только в результате бессознательного удовлетворения потребности, но и на основе сознательной деятельности. Если трудолюбие стало для человека сознательной ценностной ориентацией, то благодаря систематическому эмоционально-положительному настрою в сочетании с интересом труд становится одним из ведущих М. личности. Таким образом, у духовно развитой личности М. возникают на основе идеалов. Так оказывается психологически возможным самоотверженное поведение н нравственный подвиг. Так человек преодолевает чувство опасности, страдания голода, холода, физической боли для достижения высокой общественно и лнчностно значимой цели.
Убеждения только тогда превращаются в реальные действия, когда они приобретают побудительную силу — становятся М. личности. Воспитывать личность — значит возвышать М. от физиологических потребностей к ценностным ориентациям, идеалам и убеждениям, значит подкреплять и побуждать высшие общественные и личностные потребности и соответствующие им адекватные М.
См. также: Идеалы; Потребности;' Ценностные ориентации; Чувства и эмоции.