Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_492.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ


Состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Н. с. образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие основные типы Н. с.: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнские н отцовские Н. с.
По количеству поколений в семье различают неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми — и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми н другими родственниками.
Воспитание детей в Н. с. обладает рядом особенностей: недостаточное влияние на ребенка внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неуравновешенности родительских чувств, возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности. Среди школьников из Н. с. примерно втрое больше успевающих слабо, чем тех, кто учится успешно. По сравнению с полной семьей особенно низкий уровень успеваемости у мальчиков.
Часто в Н. с. возникает такое явление, как феминизация (преобладание женского влияния). В материнских семьях, составляющих абсолютное большинство Н. с., по отношению к детям имеет место двойная феминизация, вызванная преобладанием в сфере дошкольной и школьной педагогики женщин.
Отсутствие наглядного образца взаимоотношений мужа и жены, отца и сына (дочери), матери и дочери (сына), отношений каждого из них к семье как коллективу порождает риск того, что у детей сформируются искаженные взгляды на брак и семью, что помешает в будущем становлению их собственной семьи. Не случайно подмечена тенденция: чаще распадаются семьи тех, кто воспитывался в Н. с.
При определенном стечении обстоятельств Н. с. становится благоприятной почвой для формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних, хотя сама по себе неполнота семьи не является криминогенным фактором: подавляющее большинство Н. с, успешно осуществляет воспитательную функцию. Снижение воспитательных возможностей Н. с. происходит в результате стечения ряда неблагоприятных обстоятельств: длительного воздействия конфликтной ситуации на детей; напряженной обстановки в связи с неправильным отношением членов семьи к случившемуся; неумейия выбрать педагогически целесообразный стиль взаимоотношений; возникновения ситуаций эмоционального голода или чрезмерной, жертвенной родительской любви; аморального поведения оставшегося родителя, его низкого культурно-образовательного и профессионального уровня; материально-бытовых трудностей; слабой связи со школой; отсутствия своевременной общественной помощи Н. с. Кроме того, это дополняется отношением к Н. с. в ряде случаев окружающих ее людей как к чему-то «ущербному»; проявлением у ребенка невротических реакций в связи с субъективным восприятием своего положения в семье, школе, среди сверстников; сложностью отношений, складывающихся в переходные периоды: создания неполной и становления новой семьи — при появлении будущего отчима или мачехи.
Когда действие одного из этих факторов усиливается действием нескольких других или они проявляются одновременно, повышается вероятность наступления социальной деформации личности.
Наиболее общими действенными мерами улучшения воспитательных возможностей Н. с. со стороны родителей являются сохранение и дальнейшая организация семейного микроколлектива на основе гуманных отношений; создание доверительных отношений в семье, формирование чувства взаимопомощи, вовлечение детей в дела и заботы семьи; создание атмосферы радости завтрашнего дня, личностно значимых перспектив жизни и деятельности школьников; возрастание значимости личного примера, формирование у детей положительного идеала взрослого; разумное соотношение родительской любви и строгости; тесные контакты с классным руководителем, учителями и воспитателями.
Восполнить недостающее ребенку влияние можно его общением с отдельно проживающим родителем, целесообразной организацией жизнедеятельности детей в семье, использованием воспитательных возможностей друзей семьи, членов школьных родительских комитетов, женсоветов, учителей-мужчин, членов комсомольских педагогических отрядов, руководителей кружков по интересам, тренеров, спортинструк-торов и др.
См. также: Брак; Взаимоотношения в семье; Внебрачная семья; Материнство; Осиротевшая семья; Отцовство; Психологический климат семьи; Развод.