Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_499.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ

ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ


Одно из важнейших качеств личности, выражающееся в деятельном отношении к жизни, в участии в ее преобразовании, удовлетворяющее потребности коллектива, общества. Проявляя О. а., человек обогащает и себя, свой социальный опыт, знания и умения, расширяет круг общения.
В зависимости от содержания деятельности О. а. у детей проявляется в учении (помощь отстающим товарищам, применение знаний в работе по-литклуба, кружка, на олимпиаде, в сельскохозяйственном опытничестве, научно-техническом творчестве), общественно полезном производительном труде (организация соревнования, хозрасчетных бригад), общественной работе в коллективе класса, школы.
О. а., как и всякая активность, вызывается различными мотивами — взглядами, интересами, побуждениями. Чаще всего они положительные: направлены на благо школы, семьи, общества. В условиях перестройки социально-экономической жизни страны, возрастания роли человеческого фактора особенно важно формировать высоконравственные, гражданские мотивы деятельности. Их приоритет нередко утверждается в борьбе с мотивами сугубо эгоистическими, когда человек активен только во имя получения блага для себя: быстрой карьеры, материальных поощрений, хорошей характеристики, Истинная О. а.— антипод корыстолюбия, мещанства, социального равнодушия.
Личная активность каждого на своем рабочем месте, в общественных местах, в учении, в быту непосредственно взаимосвязана с важнейшими нравственными категориями — ответственностью, совестью, чувством собственного достоинства, честностью, принципиальностью.
Проявлять О. а. человек начинает с самого раннего возраста: младенец тянется к взрослым, а малыш — к общению с другими детьми. Особенно интенсивно она развивается в школе — в коллективе сверстников, старших и младших. Существенное влияние оказывает октябрятская группа, а затем пионерский отряд, классная комсомольская организацня. Выполнение поручений, «отношения ответственной зависимости» (А. С. Макаренко) с товарищами, общественная оценка отношения к делу помогают школьнику найти достойное место в классе, добиться уважения, избавиться от робости, научиться разбираться в людях, верно оценивать собственные достоинства н недостатки, быть критичным и самокритичным.
Будучи качеством личности, О. а. развивается и проявляется везде, где находится человек: в школе, во внешкольном учреждении, в кругу друзей н, конечно, в семье. С раннего возраста важно приобщить ребенка к выполнению семейных обязанностей — работе по хозяйству, помощи престарелым, заботе о младших братьях и сестрах. Это понадобится в жизни каждому, и никакими уроками не компенсировать того, что может сделать семья. Родители помогают развитию О. а. у ребят положительным отношением к их общественной работе в школе, показывают личный пример активности в труде, в общественной работе.
См. также: Нравственное воспитание; Патриотическое воспитание.