Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_509.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Обязанность отвечать за свои действия н поступки, необходимость выполнять требования, предъявляемые обществом. О.— важное моральное качество личности. Ответственным может быть тот, кто отдает полный отчет в своих действиях, кто может принять на себя вину за ошибки, кто понимает свой долг, свою обязанность в любых обстоятельствах, кто добросовестно трудится в полную меру своих сил и возможностей.
О. воспитывается с ранних лет жизни ребенка. Родители обращают внимание на то, как ребенок выполняет порученное дело (в срок и до конца ли}, оказывают ему помощь, приучают отвечать за собственные поступки («Почему ты так поступил?»), приучают к мысли о том, что каждый поступок имеет последствия, приучают анализировать свое поведение.
У школьника О. должна стать устойчивой чертой личности, характеризующей уровень его нравственной воспитанности. О. тесно связана с такими волевыми качествами личности, как дисциплинированность, настойчивость, организованность, сознательность в поведении, требовательность к себе и другим. В школе О. воспитывается прежде всего в процессе учебы, выполнения общественно полезных дел, разнообразных общественных поручений.
В воспитании у детей О. родители особое внимание должны обратить на формирование интереса к учебе, порученному делу, разъяснение их значимости, важности приобретения знаний и выполнения поручений. Для этого необходимо включать ребят в деятельность по активному овладению знаниями и по выполнению поручений с учетом их интересов. Это могут быть самые разнообразные задания и занятия: совместные (родителей и детей) игры, чтение интересных материалов, совместный труд, изготовление поделок для дома и т. д. Безусловно, на первых порах необходим контроль со стороны взрослых, а также их действенная помощь. Ребята должны поверить в свои силы, в возможность справиться с порученным делом.
Одним из основных условий организации любой деятельности является обязательное достижение успеха в ее осуществлении детьми. Нужно следить за тем, чтобы ребенок выполнял задание в срок и до конца, приучать к тому, чтобы он сам учился планировать и контролировать свою деятельность. При этом следует обращать внимание на воспитание самостоятельности, инициативности, настойчивости в выполнении поручений, в подготовке домашнего задания. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети переживали чувство О. за результаты своей работы перед взрослыми и друг другом. Родители должны приучать ребят выполнять и неинтересную, но нужную работу, быть готовыми к осуществлению любого дела в разных ситуациях, быть непримиримыми к нарушениям общественных требований, уметь преодолевать трудности. Для того чтобы закрепить добросовестное отношение ребенка к делу, нужно стимулировать его деятельность в школе и дома.
Большое значение в воспитании О. имеет авторитет и личный пример родителей. Уклад самой жизни семьи, ее нравственная атмосфера, характер взаимоотношений между отцом и матерью, родителями и детьми, оказание детям помощи, приучение к самоконтролю, заинтересованность делами детей в школе и дома способствуют наиболее успешному воспитанию О.
См. также: Авторитет родителей; Дисциплинированность; Инициативность; Личный пример; Настойчивость; Самостоятельность.