Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Непослушание, неисполнительность, грубость, упрямство, негативизм и другие недостатки — могут быть вызваны самыми различными причинами. Наиболее распространенными являются неправильное воспитание ребенка, недостаток или избыточность внимания к нему; его невоспитанность, педагогическая запущенность; развивающаяся на этой основе трудновоепитуемость; устойчивый психический дискомфорт, вызванный систематическими учебными неуспехами и связанными с ними неприятностями в школе и семье; неблагополучие во взаимоотношениях ребенка с товарищами, с коллективом класса, учителями; возрастные кризы, акцентуации характера; нездоровье; отклонения в психическом и физическом развитии; последствия перенесенных заболеваний и др.
В поведении формируется и отражается душевное, психическое состояние ребенка, его настроение, самочувствие, индивидуально-психологические особенности, качества личности. Эпизодически проявляемые ребенком в обращении со сверстниками, животными и растениями грубость, безжалостность могут закрепиться и стать чертами характера. В связи с этим организацию поведения, наполнение его определенным содержанием нужно рассматривать в качестве одного из основных средств воспитания детей. И борьба с О. в п., их предупреждение и преодоление являются важнейшими средствами профилактики аномального, уродливого развития личности подростка, предупреждения правонарушений, половой распущенности, наркомании.
В случае упорного систематического повторения этих отклонений — особенно если они внешне не мотивированы и трудно объяснимы, не поддаются воспитательно- коррекционным воздействиям — необходимо обратиться за советом к специалисту (психологу, дефектологу, психоневрологу). В этих случаях может помочь только лечение, выполнение рекомендаций и назначений специалиста.
В профилактике О. в п. детей и подростков чрезвычайно важную роль играет личный пример родителей, их умение организовать и наполнить позитивным содержанием поведение ребенка, вовремя и умело переключить его с негативных проявлении на позитивные.
См. также: Акцентуации характера; Запущенность педагогическая; Личный пример.