Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ


Форма психического отражения действительности, позволяющая сохранять, воспроизводить и использовать прошлый опыт. П. обеспечивает возможность предвидеть, формировать навыки, умения.
К началу обучения в школе развитие П. ребенка достигает довольно высокого уровня. Школьное обучение ставит перед ребенком разнообразные задачи: запомнить материал дословно (например, выучить стихотворение наизусть), подготовить пересказ текста своими словами, воспроизвести только структуру материала. Нередко ребенка ориентируют и на то, на какой срок нужно запомнить материал — навсегда, до завтра, до контрольной и т. д.
Ребенок лучше запоминает и дольше помнит то, что ему интересно, безразличие как бы тормозит работу П. Поэтому для развития П. ребенка полезны не столько специальные упражнения, сколько формирование осознанного и глубокого интереса к знаниям.
Существует мнение, что П. с годами ухудшается: ребенок, до школы помнивший наизусть десятки книг, заучивать содержание которых не входило в планы взрослых, в начальных классах тратит часы на запоминание небольшого стихотворения по заданию учителя. В действительности же здесь работают два вида П.: одна обеспечивает произвольное запоминание, а другая — непроизвольное. Сама же П. по мере взросления ребенка не ухудшается.
Школьник должен запомнить то, что объясняет учитель, независимо от того, нравится ему материал или не нравится. И здесь перед ним встает задача совершенствования своей П.
П. слагается из трех процессов: запоминание, сохранение (или забывание!) и воспроизведение того, что было запомнено. От того, как организовано запоминание, зависит сохранение и воспроизведение — полнота, прочность, точность. Различают несколько видов П., которые редко выступают изолированно друг от друга: слуховая,зрительная, логическая, механическая и т. д. Родителям необходимо знать особенности П. своего ребенка и научить его опираться на ее положительные характеристики, сильные стороны.
Запоминание. Казалось бы, лучше всего должно запоминаться то, что часто повторяется. Однако, на протяжении дня десятки раз поглядывая на собственные часы, мы можем обнаружить, что не помним, -какого цвета цифры на циферблате, какой формы стрелки... На эффективность запоминания напрямую влияет интерес к материалу. У младшего школьника при небольшом-объеме материала, который нужно запомнить, легко формируется привычка механического запоминания — зубрежки. Именно поэтому с первых месяцев обучения в школе нужно приучать ребенка использовать рациональные приемы запоминания как одного из процессов П. Прежде всего, осмыслить, понять материал, выяснить его главную мысль. Хорошо разбить текст на части и постараться озаглавить каждую. Осмыслить то, что подлежит запоминанию, помогают схемы, модели, правила.
Новому материалу полезно найти «место» среди того, который уже усвоен. Систематизированные знания дольше хранятся в П., успешнее используются для практических целей. Решающую роль для сохранения материала в П. играет соблюдение гигиенических требований при подготовке домашних заданий.
Чтобы умело управлять своей П., чтобы сделать ее безотказной помощницей в работе, нужно относиться к ней не как к врожденному свойству личности, а постоянно работать над ее совершенствованием.
См. также: Внимание; Психические свойства личности.