Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_518.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ


Это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, П. к. родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
П. к. родителей включает в себя четыре относительно самостоятельных компонента. Родители должны обладать знаниями по социологии, психологии, физиологии детей. Перефразируя слова К. Д. Ушинского о педагогике, можно сказать; если родители хотят воспитать ребенка «во всех отношениях», они прежде должны узнать его «во всех отношениях». Кроме того, нужны также знания о целях, средствах, способах и результатах педагогической деятельности, осуществляемой в семье и других институтах воспитания, условиях ее эффективности. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую. А это, к сожалению, рано или поздно, но обязательно сказывается и на развитии ребенка, и на уровне его воспитанности.
Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать и соответствующими умениями, которые позволят эти методы применить. В постоянно и быстро меняющемся мире воспитание ребенка в семье может быть успешным лишь в том случае, если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если материнство и отцовство становится для каждого из них одним из тончайших видов творчества. Кроме того, успешность воспитательной деятельности родителей определяется тем, как они любят детей н что для них значит родительство.
Формирование П. к. будущих родителей начинается с детства. Это происходит за счет усвоения детьми уроков, даваемых взрослыми, подражания им; воздействия учителей и воспитателей, усвоения используемых ими педагогических приемов, манеры обращения; общения с другими детьми, шефства; изучения в процессе обучения общих закономерностей воспитания; усвоения уроков снародной педагогики». Продолжается формирование этого качества в собственной деятельности родителей по воспитанию детей, а также в процессе их самообразования и самовоспитания.
Нельзя недооценивать влияние начальных этапов развития ребенка на его становление как будущего родителя, на формирование ряда компонентов его П. к. Так, доказано, что отношение взрослого человека к людям вообще и детям в частности во многом определяется тем, насколько ласковой, «теплой» была его мать, сколько любви сам он получил в раннем детстве. Ребенок, наблюдая за родителями, очень рано подсознательно усваивает н многие приемы педагогического воздействия, а став взрослым, использует их в воспитании собственных детей.
В настоящее время уровень П. к. основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей. Такой уровень обусловлен многими факторами. Воспринятая отцами и матерями от своих родителей модель воспитания в молодой семье не может быть полностью реализована из-за чрезвычайно изменившихся условий, а в творческом видоизменении этой модели родители испытывают затруднения. В 70—80-е годы в обществе начало проявляться некоторое снижение престижности родительства, что повлекло за собой ухудшение отношения к детям, ослабление любви к ним со стороны родителей.
На повышение П. к. родителей, в первую очередь на вооружение их необходимыми знаниями, направлена деятельность системы педагогического всеобуча. Она включает общее ознакомление всего взрослого населения с основами воспитания через периодическую печать, радио,телевидение; подготовку юношей н девушек к семейной жизни — в школах, техникумах, профессионально-технических училищах; подготовку к материнству и отцовству — в женских и детских консультациях; подготовку молодоженов и молодых родителей к воспитанию детей — в клубах молодой семьи, на специальных факультетах народных университетов; подготовку учителей и воспитателей к работе с родителями в вузах, на специальных факультетах университетов педагогической культуры, в школах лекторов, на курсах, семинарах н т. д.
См. также: Бабушка и дедушка; Материнство; Отцовство; Родительские университеты.