Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_520.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ПЕРЕВОСПИТАНИЕ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ


Несмотря на большие усилия воспитателей, в детях не всегда удается сформировать только хорошие черты. У каждого ребенка могут возникнуть на том или ином этапе его развития нежелательные проявления в поведении и отношении к людям. Причем отклонения в поведении бывают характерны не только для «кризисного», подросткового периода, но н для более ранних ступеней — у дошкольников и младших школьников. Правда, на ранних этапах развития ребенка они не носит стать устойчивых форм, воспринимаются'как безобидные шалости. Кто из взрослых не сталкивался, например, с детским упрямством, являющимся чаше всего следствием неумения другим путем заявить о себе как личности? Как правило, подобные недостатки бесследно исчезают, как только ребенок находит правильную линию взаимоотношений с окружающими его людьми.
Но в поведении детей случаются отклонения, которые требуют более пристального внимания со стороны воспитателей. Это прежде всего проявления лени, эгоизма, жестокости, черствости... Нередко н а бл юдаютсн не отдел ьные «случайные», срывы, а стабильная серия поступков. В таких ситуациях речь должна идти о П. ребенка — о поиске эффективных педагогических средств, дающих возможность переориентировать сложившиеся у него взгляды и установки. В педагогике термин «П.» применяется достаточно широко. А. С. Макаренко вообще считал, что собственно воспитание детей происходит до 5 лет, а затем начинается их П. Он имел в виду, что всеми жизненно важными свойствами ребенок овладевает на первоначальном этапе своего развития, а затем происходит лишь педагогическая коррекция того, что было неправильно или недостаточно полно освоено.
Так или иначе любому воспитателю часто приходится «переделывать» ребенка — менять неправильно сложившиеся взгляды, представления, привычки, вкусы, манеру речи, поведения, отношение к людям и вещам. Для этого пригодны все имеющиеся в арсенале педагогики средства: убеждение и переубеждение, личный пример, опора на идеал, поощрение, а в отдельных случаях и тонко инструментованное порицание, осуждение неправильных действий ребенка. И чем своевременнее начинается такая «переделка», тем больше шансов на ее успех в этом нелегком деле. Нелегком, во-первых, потому, что не всегда удается вовремя заметить отрицательные тенденции в развитии личности, а во-вторых, найти самые действенные средства их устранения. Не случайно понятие «трудный ребенок» получило широкое распространение в педагогической и родительской среде.
Наилучшим способом П. является профилактика, предотвращение возможных отклонений в поведении детей. Чуткий родитель улавливает малейшие нюансы в настроениях ребенка, отмечает все его тревоги и сомнения и спешит на помощь, подсказывая, разъясняя, показывая на примере, как следует поступать в каждом отдельном случае. Он постоянно заботится о том, чтобы ребенок как можно больше узнавал о цене добра и зла в нашей жизни, о законах справедливости и чести.
Если же случилось так, что в поведении ребенка укоренились отрицатель-
ные проявления, необходимо решительно бороться с ними. Готовых рецептов здесь не существует. В каждом отдельном случае надо искать свои особые пути к сердцу и сознанию ребенка. При этом самое главное — найти и устранить причины, вызвавшие отклонения в его поведении, а затем настойчиво, каждодневно переубеждать ребенка и переориентировать его поведение.
См. также: Дезадаптация психическая; Жестокость детская; Избалованные дети; Отклонения в поведении; Упрямство; Установка; Эгоизм.