Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_523.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ


Начинается с первого года жизни ребенка. В данном случае речь идет отнюдь не о сверхраннем обучении чтению, счету и даже письму, а о той работе, которая призвана обеспечить успешность обучения ребен ка за счет его физической, психической и социальной готовности к планомерной и систематической работе по усвоению школьной программы.
В условиях перехода к обучению детей с шестилетнего возраста особенно важно понимание направленности работы по подготовке ребенка к школе. Главным в этой работе должна стать забота родителей о здоровье ребенка, которую нужно проявлять еще до его рождения. Основная задача последующего периода — укрепление соматического здоровья, без которого не может быть полноценного и всестороннего развития. Чрезвычайно важно, как развита речь ребенка. К 6 годам он должен научиться связно строить предложения, выражая свои мысли, овладеть четкой дикцией, обладать достаточным словарным запасом.
Шесть лет — рубеж между жизнью дошкольника и школой, в которой ведущей деятельностью будет ученье. Эти перемены предполагают довольно высокий уровень произвольной регуляции поведения, и добиваться его целесообразно не разговорами о том, как ребенку будет в школе плохо, если он не будет сидеть на уроках спокойно, а занятиями, которые способствуют общему развитию, формируют умение сосредоточить внимание, планировать свои действия, правильно оценивать результаты своей деятельности. К таким занятиям относятся прежде всего конструирование, моделирование, лепка, рисование и, конечно, чтение. Это вовсе не означает, что ребенка до школы во что бы то ни стало нужно учить читать. Но слушать чтение взрослых, не отвлекаясь, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, высказывать свое отношение к поступкам героев или описанным в книге событиям он должен научиться до школы.
На шестом году жизни у ребенка должны быть сформированы важные сенсорные способности: умение определять параметры предметов (длину, ширину, высоту, толщину); умение правильно видеть абсолютные и относительные размеры предметов, их объем, вес, пропорции; ориентироваться в пространстве, во времени. Конечно, можно научить ребенка считать (прямого и обратного счета до 10 достаточно), запомнить идущие друг за другом слова— освоить счет «до скольких хотите» может каждый дошкольник. Однако счет осознанный, подразумевающий понимание терминов «больше», «меньше», «столько же»,— более надежная предпосылка успешного освоения программы по математике. Для успешного усвоения этого предмета важна сформи- \ рованность логических операций: уме- / ния сравнивать, сопоставлять, делать! выводы и т. д.
В процессе подготовки к школе необходимо развивать у ребенка инициативность, адекватную самооценку — правильное отношение к своим особенностям, возможностям, личностным качествам, даже внешности. И неуверенные в себе, робкие (заниженная самооценка), и высокомерные, самовлюбленные (завышенная самооценка) дети
Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни
почти одинаково страдают потому, что не могут найти свое место в коллективе, избрать рациональную тактику поведения. Заблаговременно заметить нежелательные проявления в поведении ребенка и принять меры к их устранению — задача, успешное выполнение которой повысит уровень психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Важно своевременно подготовить ребенка к общению с новыми людьми в новом коллективе, в новых условиях. Особенно тяжело адаптируются в школе дети, не посещавшие детский сад. В результате неблагополучного общения со взрослыми и сверстниками, неправильных мер воспитательного воздействия, устойчивых качеств самого ребенка, связанных с особенностями его нервной системы, у маленького школьника может проявляться чувство тревоги, неуверенности. Детям, проявляющим повышенную тревожность, необходимо помочь поверить в свои силы, стараться чаще хвалить, предъявлять к такому ребенку лишь посильные требования, избегать «тормошения» его по пустякам.
Родителям предоставляется право самим принимать решение — отдавать ребенка в школу с 6 или с 7 лет, исходя из уровня его развития и степени готовности к обучению в школе.
См. также: Дошкольник; Обучение дошкольное; Речь детей; Самооиенка; Логопедия; Чтение детское.