Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_529.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ПОТРЕБНОСТИ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ПОТРЕБНОСТИ

ПОТРЕБНОСТИ


это нужды чело века в определенных состояниях и процессах, необходимых для его жизнедеятельности, П. условно можно разделить на биологические, социальные и личностные. Биологические П. направляют деятельность человека на обеспечение нужд организма: это П. в пище, тепле, безопасности, движении, размножении и т. п. Социальные П. направляют деятельность на контакты с другими людьми: это П. в общении, принадлежности (включенности) в какую-либо социальную группу и т. п. Личностные П. сгимулируют поддержание человеком своей психической самостоятельности и обособленности: это П. творческого самовыражения н саморазвития, достижения н самоутверждения, роста индивидуальных возможностей и т. п.
С первых месяцев жизни ребенка его П. формируются под воздействием тех образцов, которыми владеют окружающие его взрослые. Взрослые — и прежде всего родители — создают ребенку такие условия, при которых на базе его П. развиваются особые мотивы, ценностные ориентации и установки личности. Например, первоначальная биологическая П. в пище, которую ребенок удовлетворяет с помощью рта и рук. При обучении ребенка пользованию столовыми приборами взрослые формируют у ребенка П. культурные. У обученного ребенка возникает установка на удовлетворение пищевой II. с помощью столовых приборов. Фактически так же должно обстоять дело с развитием у человека и такой интимной, сокрытой от прямого наблюдения и контроля П., как П. половой близости. И здесь в ходе воспитания П. из первоначальной физиологической должна пройти путь социализации — облачение необходимыми культурно-эстетическими и этическими ритуалами.
Наблюдение и контроль за развитием П. ребенка родители могут осуществлять с помощью эмоций и чувств, служащих сигналами удовлетворения или неудовлетворения определенных П. Когда ребенок капризничает, мать предполагает, чем он недоволен: голоден, хочет спать или нуждается в большей свободе для движений. Своевременно регистрируя состояние ребенка, быстро предлагая ему социально приемлемый, развивающий способ удовлетворения, родители не только поддерживают жизнедеятельность ребенка, но н воспитывают — делают более тонкими его установки, расширяют репертуар все более сложных навыков. Если мы хотим обучить ребенка чему-то новому, надо начинать с. того, чтобы отыскать П., которая будет побуждать ребенка к обучению. Насколько умело и тонко воспитатель подмечает н использует индивидуальные потребности ребенка при обучении — показатель педагогического мастерства воспитателя.
В своих воспитательных воздействиях каждый воспитатель вольно или невольно исходит из собственных, иногда ограниченных, представлений о человеческих П. Тут кроются причины многих серьезных педагогических заблуждений и ошибок. Например, опасна такая упрощенная теория, которая сводит все П. человека к обладанию материальными ценностями. Научная материалистическая психология в своем учении о П. вскрыла существование таких П., которые никак не сводятся к обладанию вещами. Именно эти П. являются движителями психического развития и личностного роста, возвышения его эмоций и чувств. Это П. в познании, общении, социальном признании и личностном самовыражении.
Например, многие взрослые не понимают, почему маленькие дети ломают свои игрушки: при этом «работает» П. в познании, которая для любознательного ребенка важнее П. обладания собственностью. Иногда взрослые торопятся посулить ребенку награду (игрушку, мороженое н т. п.), если он прочитает страницу при обучении грамоте. В этом случае подкрепляется и поощряется потребительство, а не свойственное ребенку стремление к новым впечатлениям, к преодолению трудностей, к самоутверждению.
Формирование трудолюбия—личностной П. в труде — нравственный, социальный долг всех родителей. Ничто так не вредит формированию трудолюбия, как бессмысленный труд. Трудолюбие развивается там, где родители чутки к индивидуальным склонностям ребенка, где они умело подмечают любые самостоятельные, творческие решения у ребенка, где они укрепляют нравственные и творческие мотивы труда (ради самовыражения, ради общественно полезного результата) и снижают роль мотивов труда ради потребления, ради внешней награды.
См. также: Мещанство; Мотивы; Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни; Половое воспитание; Ранний возраст; Трудолюбие; Установка; 11енностные ориентации: Чувства и эмоции