Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_532.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ПРАВДИВОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ПРАВДИВОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ

ПРАВДИВОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ


Воспитание честности — одна из самых первых педагогических задач, которую ставят перед собой родители: «Неважно, кем станет мой ребенок,— справедливо считают многие из них,— главное, чтобы он вырос честным человеком».
В педагогике существуют понятия: «детская ложь» и «детское воровство». Это означает, что на определенном этапе развития у ребенка могут совершенно неожиданно (для взрослых) проявиться отрицательные качества, к возникновению которых, казалось бы, не было никаких предпосылок. И поскольку подобные проявления наблюдаются у многих детей, складывается впечатление, что они вообще присущи определенному возрасту, специфичны для него. Что же порождает детскую ложь и нечестность?
Над проблемами детской нечестности задумывался еще А. С. Макаренко. Он считал, что наступит время, когда педагоги и родители, сталкиваясь с проступками детей, будут вооружены научно обоснованной методикой их предотвращения. В то же время он относил эту проблему к числу наиболее трудных. К сожалению, и сегодня мы находимся еще на этапе научного поиска. Ученые сделали много полезных выводов, например подметили, что различение поня-,тий «мое» и «чужое» приходит к ребенку не сразу, а постепенно, по мере его, как говорят психологи, социализации. Исследованы и побудительные силы нечестности в детском возрасте. Среди них наиболее сильны такие мотивы, как страх перед наказанием или склонность детей к преувеличениям.
Случаи детского воровства чаще всего имеют,место в семьях, где родители строят жизнь детей по собственному разумению, игнорируя детские желания и интересы, а также там, где взрослые не гнушаются приносить домой с производства то, «что плохо лежит». Излишняя строгость родителей — иногда чрезмерная и необоснованная в глазах детей — одна из самых частых причин лжи. Лучше солгать, чем подвергнуться наказанию,— так считают многие дети. Иногда они лгут из самых благородных побуждений, например чтобы не расстраивать родителей.
Однако есть один совершенно особый вид детской лжи — это проявление сильно развитого детского воображения, способности фантазировать. Когда родители наказывают ребенка за такую ложь, они демонстрируют собственное непонимание особенностей детской души. Наказывать за это нельзя. Детские фантазии — признак развивающегося интеллекта.
С сознательной ложью и воровством надо всячески бороться, они — начало многих пороков. И если ребенок вступил на путь обмана, пт него можно ждать и других отклонений в поведении. Заметив, что ребенок совершил нечестный поступок, умный родитель прежде всего разберется в причинах, побудивших его к этому. Родитель направит свои усилия на устранение этих причин, а не на уличение ребенка во лжи. Может случиться и так, что всю силу негодования родителям придется обратить на самих себя, когда они удостоверятся в чрезмерности своих требований к ребенку или отсутствии такта но отношению к нему.
Нужны ли какие-либо профилактические меры по отношению к детям, которые не лгут и не обманывают? Педагоги утверждают, что можно лишь иногда, при удобном случае, заострить внимание ребенка на вопросах честности. Главное же — самим взрослым нельзя ни в чем и никогда отступать от норм морали и нравственности.
См. также: Нравственное воспитание.