Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_535.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ

ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ


Форма проявления активности человека в общественной, трудовой, политической сферах, умение предпринять что-либо ь нужный момент, находчивость, изобретательность, инициативность, практичность. Исторически сложилась на ранних этапах развития человеческого общества, но наивысшего уровня достигла в современном буржуазном обществе, в котором нередко сочетается с эксплуатацией трудящихся, стяжательством, принимает антигуманные формы.
При Советской власти отношение к П. не было ровным. Этому человеческому качеству придавали негативный пт-тенок в годы «военного коммунизма», при нэпе оно приветствовалось, а затем, с начала 30-х годов, по мере упрочения административно-командной системы управления экономикой, опять стало рассматриваться как принадлежность к буржуазному хозяйствованию. В частности н поэтому среди трудящихся стали нередкими безынициативность, равнодушие к хозяйственным успехам, пассивность, расточительность в отношении материальных ценностей.
В период перестройки П. стала необходимейшим качеством. Наше обновляющееся общество делает ставку на человека-творца, работающего заинтересованно, инициативно, умело использующего все резервы государственного, кооперативного и индивидуального производства. Для П. государство предоставляет необходимые правовые возможности и гарантии. В нашем обществе П. лишается сугубо эгоистической направленности и приобретает истинно человеческий характер. Социалистическая П. направлена прежде всего на удовлетворение интересов всего общества, трудовых коллективов, но отнюдь не исключается и личная заинтересованность. В Законе об индивидуальной трудовой деятельности, например, говорится, что эта деятельность должна приносить пользу всему обществу. Не допускается использование наемного труда, получение нетрудовых доходов. Лица, не достигшие совершеннолетия, могут участвовать в подобной деятельности вместе со старшими родственниками.
Однако следует помнить, что П. и при социализме способна перерасти в делячество, если интерес в производстве перемещается с общественной пользы в сторону личной. Тогда тот, кто занимается индивидуальной трудовой деятельностью, пускается в различные аферы и махинации (связывается со спекулянтами, скрывает реальные доходы и т. п.).
Делячество, потребительство — удел нравственно неустойчивых людей с обедненным духовным миром. Вот почему основу воспитания П. составляет формирование развитой духовной культу ры, которая включает в себя культуру нравственную, политическую, правовую, экономическую, эстетическую и другие ее разновидности. Не менее важно приучить ребенка видеть перспективы своих трудовых усилий, показать ему глубокое значение трудовой деятельности в любой области. Вместе с тем нужно видеть и опасность раннего делячества в среде школьников — мелкой' спекуляции, «доставания» дефицита и т. д. Следует ориентировать детей на разумное соотношение в их интересах материальной выгоды и романтического бескорыстия.
Хороший стимул П.— патриотическое желание процветания Родины, стремление способствовать тому, чтобы она вышла в разряд экономически высокоразвитых стран мира. Следует также помнить о том, что социалистическая П. человека тесно связана с его умением участвовать в общественной жизни, в частности в деятельности органов самоуправления. Воспитывая активного общественника, мы воспитываем и инициативного, деловитого производственника, а производственная П.— родная сестра общественной активности.
См. также: Индивидуальная трудовая деятельность; Мещанство; Общественная активность; Экономическое воспитание.