Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_538.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ

ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ


Дети, остав шнеся без родительского попечения (в случае смерти родителей, лишения родительских прав, болезни и т. д.) и принятые в новый семейный коллектив нлн воспитываемые с участием нового члена семьи — отчима (мачехи), а также других лиц, заменяющих родителей, в условиях отношений усыновления, опеки (попечительства).
Характер отношений ребенка к лицам, заменяющим родителей, складывается в зависимости от его возраста. В дошкольном возрасте потребность эмоционального контакта с постоянными людьми, окружающими ребенка теплом н заботой, располагает его к близости к усыновителям (опекунам). Предшествующий опыт общения с матерью (отцом) усиливает у детей потребность в родительском внимании, в стабильности, защищенности своего положения, повышает значимость семейных отношений. Дети без особых затруднений отвечают приемным родителям на их ласку н заботу. При этом, как правило, тайна усыновления обеспечивает условия дли эмоционально благоприятной позиции воспитуемого, его уверенности в прочности своего положения как члена семенного коллектива, для адекватных реакций на воздействие со стороны приемных родителей.
Включение младшего школьника в учебную деятельность, новые отношения со сверстниками повышают у него стремление опереться на семью. Здесь возможны следующие наиболее распространенные варианты: детям неизвестен факт усыновления {опеки); известен от лиц, заменяющих родителей, не скрывающих ничего от детей; становится известным с «помощью» неправильных реакций детского коллектива нлн окружающих. В первых двух вариантах, когда отношения ребенка со взрослыми не нарушены, он проявляет доверие, испыты вает чувство «эмоционального благополучия». В третьем же варианте, как правило, у ребенка появляется «барьер» против воздействия со стороны лиц, заменяющих родителей. В некоторых случаях это ведет к повышенной обидчивости, замкнутости, отчужденности, а иногда принимает форму открыто враждебного отношения ребенка к приемным родителям.
Проблема отношения к факту усыновления (опеки) обостряется в подростковом возрасте. Появление у подростка чувства взрослости, интереса к взаимоотношениям людей и недостаток жизненного опыта, повышенная возбудимость создают основу для неадекватного восприятия им воздействия со стороны приемных родителей, для обостренных реакций на то, как оцениваются в ближайшем окружении отношения «родители — приемный ребенок». Противоречивые переживания часто оказываются непосильными для подростка, вызывают у него повышенную нервозность, мнительность, беспокойство, тревогу, неуверенность в себе и своем положении.
В юношеском возрасте эта проблема полностью не снимается, но она получает преимущественно положительное решение в силу роста самосознания, жизненного опыта, большей эмоциональной устойчивости школьника.
Среди трудностей и недостатков, влияющих на формирование личности приемных детей, выделим следующие: нарушение со стороны приемных родителей меры в любви и требовательности в связи с желанием проявить подлинно родительскую заботу; непоследовательность воздействий, чрезмерная опека ребенка без учета его возраста в стремлении предупредить возможность осложнения взаимоотношении; стихийность воспитательного процесса, ограничение воспитательной деятельности взрослых удовлетворением материальных потребностей детей; однообразие методов и средств педагогического воздействия; переложение своих ошибок на счет ребенка, «не поддающегося» воздействиям в силу «предубежденности» или «плохой наследственности»; переложение ответственности за воспитание «чужого» ребенка на других (особенно когда отношения'с ребенком со стороны усыновителя юридически не оформлены); эгоистическое отношение, равнодушие, отчужденность и даже враждебность к воспитуемому и т. д.
Потенциальные воспитательные возможности лип, заменяющих родителей, проявляются в зависимости от уровня их педагогической культуры, мотивов усыновления (опеки), а также от отношений, складывающихся в семье.
См. также: Гиперопека; Гипопротекция; Опека и попечительство; Сиротство.