Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_543.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ПРИУЧЕНИЕ, УПРАЖНЕНИЕ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ПРИУЧЕНИЕ, УПРАЖНЕНИЕ

ПРИУЧЕНИЕ, УПРАЖНЕНИЕ


Методы воспитания, наиболее эффективно влияющие на детей дошкольного и младшего школьного возраста. 
Воспитательное воздействие П., У. основывается на повторении действия или поступка. Дошкольник, младший школьник не могут свое поведение всегда сознательно подчинять даже хорошо известным им требованиям. И только постоянные, в течение длительного времени упражнения в сочетании с требованием, контролем со стороны родителей могут привести к формированию у них твердых привычек.
Формируя полезные привычки у ребенка, родителям важно внимательно относиться ко всем впервые встречающимся для него ситуациям и действиям, чтобы в дальнейшем не приходилось «расформировывать» образовавшийся навык, то есть перевоспитывать. Надо устранять все, что мешает пра вильному действию, контролировать закрепление этого действия, превращая его в навык и привычку.
Необходимость упражнений в процессе обучения очевидна: чтобы овладеть грамотностью, школьники не только учат правила, но и выполняют немало упражнений изо дня в день, пока рука не начнет писать «автоматически». В усвоении нравственных норм большое значение имеет целенаправленный перевод знаний о поведении в привычное поведение, достижение которого возможно лишь при многократном повторении правильных действий и поступков.
В использовании упражнения в обучении и воспитании есть различия. Если,, усванвая\ задание, школьник выполняет ряд специальны упражнений и относитсячк ним как к обязательным, то в воспитании неэффективны так называемые «голые упражнения».
Важным условием воспитательной эффективности упражнении является их органичное включение в жизнь семьи, когда поручаемое ребенку дело становится важным не только для него, но и для окружающих. Так, если родители озабочены приучением ребенка к домашним делам, ему нужно дать понять, что без его помощи семья обойтись не может.
Более успешному формированию правильных привычек путем П., У. способствует подкрепление, в качестве которого может выступать похвала взрослого, одобрение окружающих, удовольствие от результатов труда. И наконец, родители в процессе П., У. должны подавать детям пример. Воспитание упражнением требует умения, большого терпения: это длительный процесс, который вырабатывает у детей самостоятельность, обеспечивает результативность решения других воспитательных задач.
По мере взросления ребенка и перехода его в подростковый возраст меняется функция П., У. Из ведущего метода воспитания дошкольника и младшего школьника это становится лишь одним из методов воспитания подростка.
См. также: Единство требований; Дошкольник; Младший школьник; Требовательность.