Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_544.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ПРОСЬБА
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ПРОСЬБА

ПРОСЬБА


Один из самых распространенных приемов воспитательного влияния, естественная в общежитии форма обращения, призывающая что-либо исполнить; инструментовка особого расположения к ребенку, уважения к нему. Иногда П.— внешняя форма строгого требования: «Я прошу тебя этого не делать больше никогда!» Тон и форма здесь подчеркнуто уважительные, но именно это обеспечивает выполнение должного. П., как правило, сопровождается словом «пожалуйста» или «будь добр» и последующей благодарностью — «спасибо». Когда в семье П. как форма обращения традиционна. естественна, ребенок использует ее как единственно возможную по отношению к другому человеку. Точно так же он начинает общаться и с животными, и с предметами неодушевленными.
— Пожалуйста, собака, не лай! — говорит маленькая девочка.— А то я не чаянно буду бояться тебя!
Приучать к такому обращению следует очень рано. И только при соблюдении ребенком такой формы можно, в свою очередь, исполнять его П. При этом необходимо, чтобы все взрослые в семье прибегали тоже только к такой уважительной форме обращения.
Значение П. как осваиваемой формы обращения далеко простирается за рамки этикета. П. как бы предполагает общепризнанную свободу воли личности, ее автономность, независимость и самостоятельность. Разумеется, такая свобода лишь субъективная. И П. становится своеобразным средством воспитания у ребенка представлений о достоинстве другого человека, посягать на волю которого никто не имеет права. Через освоение П. ребенок выходит на общее представление о человеке как таковом и на представление о самом себе как человеке. Пока он маленький, такого выхода на мировоззренческий уровень не происходит, зато закладываются привычные основы уважительного отношения к человеку, будущею достоинства, осознания своего «я». С возрастом данная форма обращения приобретает все большее значение, особенно велика ее роль в общении с подростком, претендующим на взрослость.
См. также: Уважение к окружающим; Уважение к ребенку.