Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_552.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > РАДОСТЬ ДЕТСКАЯ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > РАДОСТЬ ДЕТСКАЯ

РАДОСТЬ ДЕТСКАЯ


Детям свойственно радоваться жизни. Детский смех как камертон: смеются дети — значит. в семье здоровая морально-психологическая атмосфера, плачут дети, замкнуты, подавлены — значит, в срмье неблагополучно.
В улыбке, в смехе малыша отражается та благожелательность, с которой с ним общаются близкие. Детская радость — признак психологического комфорта, который ощущает ребенок в семье, Ребенок радуется, когда чувствует себя защищенным, когда уверен, что родители обеспечивают ему надежную «подстраховку», а он может бесстрашно двинуться навстречу миру — таинствам живой природы, миру рукотворных вещей, миру человеческих отношений.
Р. д. появляется на фоне довольства, но не сводится только к нему. Когда малыш сыт, выспался, чувствует себя бодрым и свежим, он доволен. Но этого недостаточно для радости. Чувство радости появляется, когда малыш совершает маленькие открытия: удовлетворяется его жгучий интерес к постижению нового. Переживания новизны и растущего на этом фоне живого интереса к новому и расширяющемуся миру — важнейший компонент радости
Забота о радостном мироощущении ребенка — самая счастливая из всех ро дительских обязанностей. Радостный ребенок шедро вознаграждает родителей чувством неподдельного, искреннего оптимизма, свежего восприятия жизни, подлинно великодушного отно шения к окружающим.
Как уберечь изначальный оптимизм, жизнерадостность ребенка? Первое условие — преданность родителей друг другу и семье, ощущение ребенком цельности семейного коллектива. Второе условие — преобладание положительных эмоциональных оценок над отрицательными. Ребенка нужно больше хвалить и одобрять, чем ругать. Даже когда хвалить почти не за что, родители обязаны найти повод для одобрения. Даже когда вы наказываете ребенка за провинность, ребенок должен чувствовать, что за вашей строгостью скрывается любовь и забота о нем, а не ненависть и отчуждение. Ребенка лучше прощать перед сном за все провинности дня. Длительное воздействие на ребенка чувством вины подрывает его уверенность в себе, его оптимизм. Лучше, если родительское наказание — неотступное и ограниченное во времени возмездие — освобождает душу ребенка от длительного чувства вины. Проявление злорадной мстительности — один из первых признаков хронического чувства вины. Тот, кого не прощали в детстве, не сможет стать великодушным человеком. Третье условие — личный пример радостного отношения к возможности испытать себя в противоборстве с трудностямн. Еслн ребенок видит, что родители при столкновении с трудностями впадают в уныние н озлобленную раздражительность, а домашнюю работу воспринимают как постылую обязанность, он будет копировать их отношение к трудностям. Взрослые могут воспитать человека счастливым, если покажут ему пример радости не только от успеха, но и от упорства в стремлении к успеху, от процесса преодоления трудностей.
Когда мы — взрослые — вдруг вновь обнаруживаем в себе способность открыто и самозабвенно сопереживать детскую радость, мы понимаем, что для нее требуются не столько звания н слава, престижные вещи и комфорт, сколько собственная душевная доброта, нравственная цельность и чистота помыслов.
См также: Оптимизм; Психологический климат семьи; Уважение к ребенку.