Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_558.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > РЕВНОСТЬ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > РЕВНОСТЬ

РЕВНОСТЬ


В семейной жизни Р.— одна из распространенных причин нарушения психологического микроклимата, а иногда и распада семьи. Р. возникает не только во взаимоотношениях взрослых людей (в так называемом «любовном треугольнике»), но и в отношениях между представителями разных поколений, между братьями и сестрами, между родителями и детьми. Р. возникает в тех случаях, когда обладатель какой-либо ценности (это может быть н вещь, и человек, и привилегированное положение в обществе) испытывает опасение утратить эту ценность в результате стремления других (конкурентов) к обладанию этой ценностью. В обычном любовном треугольнике ценность — супруг (супруга), конкурент — любовник (любовница). Когда старший ребенок в семье проявляет недоброжелательность к младшему, причиной этому может быть Р. В этом случае ценность — монополии на родительскую любовь, конкурент -- младший брат (сестра), претендующий на часть родительской любви и заботы.
В семье каждому искренне хочется стать центром духотюго мира своих близких, монопольным обладателем их любви. Так возникают алогичные и подчас курьезные формы Р., когда жены ревнуют мужей к их профессиональным интересам, к автомобилю или другим увлечениям, а мужья реануют жен к собственным детям, к собачке и т. п
Взрослые, которые не умеют справляться со своими притязаниями, со своими собственническими, эгоцентрическими эмоциями, не могут подать собственным детям необходимый им пример того, как это надо делать.
А ребенок во многих своих проявлениях эгоцентричен. Это объективная особенность незрелой детской психики, которую обязательно надо учитывать. У ребенка легко возникают эгоцентрические эмоции: болезненная обида, ревность, зависть, злорадство. Только взрослые, способные сами справляться с такими чувствами, могут научить детей преодолевать эти эмоции.
Назидательные речи здесь малоэффективны. Главное — личный пример. Ребенок должен стать свидетелем нашего великодушного поведения — когда мы находим в себе моральные силы уступать другим хотя бы в мелочах (но именно из таких мелочей и складывается семейная жизнь): можем переключить телевизор на другую программу, когда большинство членов семьи хочет посмотреть другую передачу, можем разрешить сыну или дочери пользоваться какой-то дорогой вещью (фотоаппаратом, швейной машинкой) и т. п.
Иногда взрослые, сами того не осознавая, с болезненной Р. отстаивают перед подростком свои статусные привилегии. Ребенок, вырастая, начинает-законно претендовать на те привилегии, которые долгое время считались исключительными правами родителей. Например, право на аргументированную точку зрения. Заметим, если нас раздражает подчеркнутая логическая точность в аргументации подросшего сына (дочери), это значит, что нас посешает Р.— страх утраты значимых родительских привилегий. От родителей требуется безграничное терпение к ребенку как к полноправному собеседнику, обладающему правом на собственную точку зрения, пусть даже ошибочную. Обрывая разговор присказкой: «Яйиа курицу не учат», мы теряем необходимое взаимопонимание с ребенком в тот самый момент, когда он в нем более всего нуждается. Когда ребенок видит, что нам хватило мужества расстаться с мифон о безошибочности собственных суждений, он испытывает к нам доверие и благодарность, получает наглядный урок, как на деле преодолевать собственную Р. «непогрешимого авторитета».
Важный момент в профилактике Р.— справедливое, равноправное внимание ко всем детям в семье. Если родители делят детей на «маленьких, слабеньких любимчиков» и «больших, сильных лоботрясов», то болезненная Р. последних неизбежна. Надо понимать сложность позиции старшего ребенка — надо помочь ему примириться с тем, что поскольку младший еще многого не умеет из того, чему научился старший, то больше внимания уделяют младшему; но это большее внимание не означает, что старшего любят меньше, его любят так же сильно и преданно, как раньше. Его более развитой внутренний мир является и более ранимым — это необходимо учитывать в профилактике Р. между детьми в семье.
См. также: Конфликты; Развод; Эгоцентризм.