Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_560.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > РЕЧЬ ДЕТЕЙ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > РЕЧЬ ДЕТЕЙ

РЕЧЬ ДЕТЕЙ


Первые произвольные звуки возникают у младенца в 2-месячном возрасте. В 4 месяца к «гулению» добавляются звуки, напоминающие слоги. Замечено, что ребенок настолько говорлив, насколько его попщ-ряют к этому общающиеся с ним взрослые: для него крайне важно сейчас, чтобы звучала плавная, негромкая речь. Постепенно малыш накапливает «пассивный» словарный запас: он еше не произносит слова, но понимает их значение. Следующий этап развития ребенка — произнесение отдельных слов, предложений, состоящих из 2—3 слов. Конечно, сейчас речь ребенка весьма несовершенна, но, то н дело поправляя его, можно замедлить языковое развитие малыша. Нецелесообразно изобретать и использовать специальные «детские» слова, полагая, что слово «бнби-ка» крохе понятнее, чем «машина». Чем более развито мышление дошкольника, тем интенсивнее н успешнее формируется его речь: умственные способности и речь тесно связаны. Доказано также, что опосредованное влияние на формирование Р. д. оказывает развитие мелких мышц руки. Поэтому стоит обратить особое внимание на то, чтобы среди игрушек вашего ребенка были мозаики, конструкторы, головоломки и т. п.
В общении с трехлеткой особенно полезны диалоги.
Вопросы трехлеток: «Что это?», «Для чего это?» — постепенно вытесняются тысячами «почему?». Очень часто этот вопрос — лишь маленькая хитрость, при помощи которой малыш пытается задержать внимание взрослого. Если цепь бессмысленных «почему?» вас раздражает, ее легко разорвать, предложив ребенку рассказать о чем-нибудь. Развивая ребенка, полезно учить его пересказывать коротенькие сказки, простые рассказы. Дети охотно включаются в рассказ взрослого, договаривая начатые им предложения, отвечая по ходу дела на вопросы. Надежные помощники в работе по развитию речи дошкольников — книжки с картинками, наборы открыток по сказкам и рассказам, диафильмы. Зрительная опора помогает ребенку не только вспомнить то, что он слышал от взрослых, но и составить понятное и интересное предложение.
Дефекты произношения отдельных звуков родного языка к 5 годам обычно исчезают. Если же формирование звуковой стороны речи запаздывает, нужно показать ребенка логопеду — специалисту по лечению недостатков речи — и уделить самое серьезное внимание выполнению его рекомендаций. Полностью сформированная разговорная речь — одно из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе. Культура Р. д. формируется в первую очередь в семье. Используемые некоторыми взрослыми в повседневной жизни слова-паразиты, жаргонные, вульгарные, бранные выражения не менее успешно, чем литературные, общепринятые, усваиваются детьми. Узнавая такие слова от близких людей, ребенок приносит их в среду сверстников, осложняя формирование литературной речи в детском коллективе. Усвоение грамоты, овладение навыком самостоятельного чтения литературных произведений различных жанров расширяет словарь ребенка. В этом отношении особую пользу можно извлечь, привлекая школьника к обсуждению тех выразительных средств, которые используются в поэзии: выделение слов, которые поэт использовал в прямом, в переносном смысле, подбор ряда синонимов с последующим обсуждением, который из них наиболее точно выражает мысль... Выразительность чтения впрямую связывается с тем, какое влияние оказывает художественная литература на речь ребенка. См. также: Логопедия; Любознательность; Общие учебные навыки; Подготовка детей к школе.