Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_575.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > СЕНЗИТИВНОСТЬ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > СЕНЗИТИВНОСТЬ

СЕНЗИТИВНОСТЬ


Восприимчивость. Различают С. возрастную и С. характерологическую.
Возрастная С.— это присущая всем детям данного возраста восприимчивость к приобретению определенных психических способностей. Например, сензитивный период для развития речи — 1—3 года, для развития навыков письма — 6—8 лет. Если родители опережают сензитивный период (или запаздывают) в своих упражнениях с ребенком, то соответствующая способность развивается с большим трудом. Значительное опоздание может привести к необратимым психическим изменениям, н нормальный уровень способностей вообще не может быть достигнут.
Характерологическая С.— это психическая особенность человека, которая выражается в высокой восприимчивости, эмоциональной чувствительности человека к разнообразным воздействиям. Ребенок, обладающий повышенной С., чутко реагирует не только на малейшие нюансы в отношениях к нему других людей, но и в отношениях взрослых между собой. Повышенная С. создает задатки способности к сопереживанию, сострадательности и в этом своем качестве выступает как положительная и адаптивная черта личности. Но одновременно с этим С. делает человека более ранимым, уязвимым. На почве С. может развиться болезненная обидчивость. В условиях неблагоприятного семейного психологического климата у сензитивного ребенка быстрее появляются различные невротические симптомы (нарушение сна, утрата аппетита, немотивированные страхи и т. п.), а также развиваются различные комплексы (например, комплекс неполноценности). В общении с таким ребенком родители, с одной стороны, должны быть очень внимательны, предупредительны, избегать резких мер воздействия, а с другой стороны, должны помогать ребенку освоить приемы рациональной психологической защиты от тревожащих обстоятельств. Для таких детей крайне необходима спокойная и доброжелательная обстановка дома. См. также: Психические свойства личности.