Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > СОВЕСТЬ

СОВЕСТЬ


Это система моральных убеждений личности и одновременно способность применять эти убеждения для самооценки собственного поведения.
Развитие у ребенка С.— основа морального воспитания детей в семье. Забота о становлении и укреплении С. будущего гражданина — гражданский долг родителей перед обществом.
С. ие дается ребенку от рождения в готовом виде. Ребенок наивен и беззлобен, его помыслы чисты, но, не зная еще моральных норм и не умея их применять для регуляции своего поведения, ребенок сам по себе не обладает С. Поэтому и не надо начинать формирование С. с того, чтобы «совестить» ребенка. К сожалению, в обыденном сознании многих взрослых людей закрепилось однобокое понимание «совести»: С. - то, что не дает человеку покоя после проступка, С. проявляет себя в «угрызениях». Взрослым кажется естественным сводить всю работу С. к чувству вины. Но при этом не учитывается особенность детской психики. Детская психика более приспособлена для позитивных, чем для негативных, впечатлений и переживаний. Поэтому С., которая только обличает и порицает, превращается во внутреннего прокурора, против самой волн ребенка начинает рассматриваться им как нечто неприятное, нежелательное: естественная жизнерадостность ребенка, оптимизм приводит к тому, что голос С.-прокурора затихает, заглушается в хоре других внутренних голосов. Важно вовремя объяснить ребенку (это не рано сделать уже в 4—5 лет!), что С. может не только ругать, но и хвалить за благородные, великодушные поступки, что С.— справедливый судья, которого не надо бояться, но с которым надо почаще советоваться.
Иногда в практике использовании различных воспитательных приемов воздействия на ребенка родители смешивают воздействия, основанные на страхе, стыде и С. С. не сводится ни к страху, ни к стыду. Угроза наказания — это воздействие, основанное на страхе перед наказанием. Оно может быть эффективным для достижения конкретной цели, но ничего не дает для формирования С. Угроза публичного осмеяния и осуждения — это воз действие, основанное на .стыдливости. Оно тоже может быть эффективным, особенно в отношении горделивого и самолюбивого ребенка, но оно опять же не воспитывает С. Обращение к С.— это обращение к внутренней логике морального сознания человека и к его нравственному чувству, это сравнение поступка ребенка с нравственным идеалом. С помощью принуждения и угроз С. не укрепляется и не усиливается.
С. предполагает преодоление наивного, инфантильного эгоцентризма, умение поставить себя на место другого, умение увидеть себя адресатом собственных поступков — радоваться от соб-ственн ых добрых дел и страдать от недобрых.
См. также: Нравственное воспитание; Радость детская; Самооценка; Стыд; Эгоцентризм.