Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ

СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ


Быть справедливым по отношению к детям трудно: взрослый забыл специфику детского восприятия мира, часто не может понять причины поведения ребенка, потерял представление о детском мироощущении. Не следует скоропалительно принимать решение в ответ на содеянное ребенком. Самое общее правило — выяснить, как ребенок понимает суть дела. Тот не всегда может объяснить свои действия — взрослый должен помочь такому выяснению.
Справедливость возможна лишь тог да, когда наряду с результатом учитывается мотив поступка. Одно и то же действие при различии мотивации с точки зрения справедливости оценивается отнюдь не как один и тот же поступок. Например, разбитая чашка, когда ребенок хотел покормить кошку или помочь маме накрыть па стол, и разбитая чашка как результат шалости — это разные поступки при одинаковых следствиях.
Дети умеют оценивать справедливость к ним даже при наказаниях. Пятилетний Максим, поставленный «в угол», говорит сам себе: «Можно из угла выходить? Нет, стой, Максим! Зачем девочку бил?» И очень чутки к несправедливости — болезненно ее переживают. Несправедливость, допущенная по отношению к детям, требует, как и в других случаях, чтобы взрослый немедленно извинился. Чтобы не допускать несправедливости по отношению к детям, рекомендуется не спешить с произнесением оценки или суждения в адрес ребенка. Метод отсроченного воздействия очень хороню помогает родителям трезво обдумать случившееся, выяснить детали обстоятельств и продумать возможные последствия. Чтобы быть справедливым, надо уметь размышлять и уметь любить детей. Двух этих качеств родителей достаточно, чтобы не нарушать принципа справедливости по отношению к детям.
Основной принцип соблюдения С. о. к д.— не сравнивать ребенка с другими детьми, а сравнивать ребенка с самим собой. Это положение было выдвинуто К. Д. Ушинским. Он предлагал в оценке ребенка исходить из того, каким ребенок был «вчера» и каков он «сегодня». Такое сопоставление действительно много дает для воспитателя. А главное — оно гуманно по отношению к детям, развивающимся по-разному и в разных условиях, содействует раскрытию их положительных сторон, формирует у них способность, так же как и у их родителей, проявлять справедливое отношение к людям.
См. также: Уважение к ребенку.