Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_588.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > СТЫД
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > СТЫД

СТЫД


Это переживание несоответствия своего поведения усвоенным и значимым для личности жизненным нормам, правилам и ценностям. Стремление избежать этого неприятного переживания является мощным внутренним стимулом к самосовершенствованию, развитию самосознания, самокритичности, самоконтроля.
Чувство С. не дано нам от рождения. Оно формируется в ходе социализации личности.
Первый росток чувства С.— сопереживание ребенка тем, кому его поступок принес ущерб или страдание, переживание за другого. Взрослым остается лишь терпеливо, умело и деликатно направлять эти переживания в нужное русло. Если ребенок еще не знает, «что такое хорошо и что такое плохо», и не умеет соотносить с этим свое поведение или не видит в нем ничего дурного, то гнев взрослых: «Как тебе не стыдно?! Немедленно проси прошения'» — вызовет скорее обиду, чем С. Мы должны воспитывать в ребенке чувство С. по отношению к поступкам, которые им совершаются, а не к личности растущего человека. Всегда лучше вместо: «Ты плохой. Я тебя не люблю. Ты мне надоел» — сказать: «Это у тебя получилось не так... Ты поступил нехорошо»— и показать или разъяснить, как правильно и хорошо. С. за поступок побуждает не поступать плохо, становиться лучше. С. за себя у одних детей вызывает протест, у других — неуверенность в себе, снижение самооценки.
С.— сильное переживание, и умелый воспитатель пользуется им осмотрительно и осторожно, как сильным лекарством. С. оценивается не столько по словам, сколько по поведению. Формирование личности ребенка, легко повторяющего: «Извините, я больше не буду» — и тут же делающего свое, должно настораживать и побуждать взрослых к пересмотру линии воспитания. С.— голос личности, усвоившей правила жизни среди людей. Задача взрослых — помочь этому голосу звучать ясно и чисто, а ребенку - слушать и слышать его.
См. также: Дошкольник; Самооценка; Цинизм.