Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ


Счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, что является одним из существенных отличий ребенка от взрослого в их мировосприятии. С. ребенка специфично. Его острое восприятие бытия обусловливает чувство довольства жизнью и радости. Он счастлив, когда светит солнце, когда идет дождь, когда он путешествует с родителями и когда играет с товарищами во дворе. Все новое становится предметом радостных переживаний.
Родители должны учитывать такую особенность детства. Воспитание не может строиться на миноре, подавленности, удрученности, трагедии. Свободное развитие всех сил и сторон личности ребенка совершается лишь прн условии его счастливого состояния души. С.— фон воспитания ребенка.
Приобщаясь к социальной жизни и человеческим отношениям, ребенок познает помимо С. простого бытия радость от удовлетворения материальных потребностей, от общения с людьми, от творческой деятельности самого широкого плана, от преобразования действительности и содействия С. других людей.
Если родители умеют радоваться материальным ценностям, отдавая им должное, но н отводя свое место в жизни, то и ребенок учится радоваться переживаниям, связанным с едой, одеждой, жилищем. Если родители имеют приятелей, товарищей, друзей, любят друг друга и умеют любить других людей, то и ребенок учится радоваться обшению с человеком н воспринимать человека как высшую ценность жизни. Это поел уж ит ос новой его будущего семейного С. Если родители заняты творческим трудом, любят творчески преобразовывать мир вокруг себя, любят свою профессию, то и ребенок
Счастье прикоснется хотя бы слегка к переживаниям творческой личности. Всякого рода творческая деятельность порождает удовлетворенность жизнью, будь то открытие истины, строительство дома, исполнение песни или шитье костюма. Приобщая ребенка к труду, родители готовят его к С. Эту мысль неоднократно повторял великий русский педагог К- Д. Ушинский. Лишь ограниченные родители, видящие С. в насыщении и потреблении, исключают труд из жизни и воспитания ребенка, оберегая его от напряжения и усилий, но одновременно избавляя и от счастливых переживаний, сопровождающих процесс созидания.
С развитием ребенка в число его личностных ценностей включаются и ценности социальные.
С. нельзя подарить. Но можно и нужно содействовать тому, чтобы человек был счастлив. Если мы научим человека ценить жизнь во всех ее проявлениях, отводить должное место материальным ценностям, если мы сформируем у наших детей ценностное отношение к человеку и умение общаться и дружить с людьми, любить людей, а также если в системе воспитания будет присутствовать как обязательная его составная часть труд и забота детей о благе общества и С. других людей, то можно будет сказать, что сделано многое для того, чтобы наши дети стали счастливыми людьми.
Большое значение имеет при этом отношение родителей к несчастьям, горестям и неприятностям жизни. Умение преодолевать неприятности, не впадать в уныние, сохранять бодрость и веру в свои силы, противостоять горестям жизни помогут и детям приобрести оптимистическое противостояние превратностям судьбы, а следовательно, увеличат вероятность С.
С возрастом следует побеспокоиться о том, чтобы у детей были правильные представления о С., чтобы они могли давать оценки своей проходящей жизни н умели планировать соответственно возрасту свое будущее: на неделю, на каникулы, на лето, на год. Надо, чтобы подрастающий человек знал, что он в конечном итоге кузнец своего С. н в случае несчастья не обвинял в этом других людей, а целиком полагался на свою волю, ум, характер, творчество.
См. также: Взаимоотношения в семье; Любовь детская; Трудовое воспитание; Уважение к ребенку; Чадолюбие.