Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_590.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ


В семейном воспитании это соблюдение родителями чувства меры в воздействии на ребенка. Т. п. обусловливает культуру взаимоотношений родителей н детей и способствует наибольшему эффекту в воспитании.
В основе Т. п. лежит знание психологин ребенка, уважение к его личности, чуткость, внимательность к психическому состоянию ребенка, доверие и контроль за его деятельностью, ровное обращение с детьми, умение правильно использовать педагогические методы и приемы воспитательного воздействия в соответствии с ситуацией.
Т. п. родителей во многом является производным от наличия ряда педагогических предпосылок. К ним можно отнести общую н педагогическую культуру родителей, устойчивый интерес к воспитанию детей, наличие педагогических знаний, практическое умение педагогически обоснованно применять рациональные методы и приемы воспитания.
Большое значение имеет понимание индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей. Так, зная, что у ребенка в характере преобладают свойства, присущие флегматику, тактичные родители удержатся от желания поторопить его там, где это не слишком требуется, или выполнить за него то или иное дело. Только при повседневной выдержке и самообладании, при соблюдении тактичных мер воздействия возможно сохранение эмоциональных контактов н достижение значительных результатов в воспитании.
Т. п., деликатность, чувство меры необходимы в тех случаях, когда роди-
тели не могут сразу разобраться в том или ином поступке ребенка, не знают, как отреагировать на него. Поэтому очень важно проявлять терпение, уметь ждать, не поступать сгоряча.
Трудно говорить о Т. п., когда применяемый родителями «арсенал» методов педагогического воздействия убог и однообразен — используются лишь различного рода запреты. В этих случаях наблюдается неуравновешенность поведения детей, эмоциональная напряженность взрослых. У взрослых возникает иллюзия, что так возможно достичь положительных результатов в воспитании, а у ребенка формируется настороженное отношение к родителям, обидчивость, желание поступать вопреки их требованиям. Складывается негативный стиль общения, и обоюдная бестактность становится нормой взаимоотношений.
Особенно важно соблюдение Т. п. в воспитании подростка. Предъявление родителями определенных требований следует считать оправданным только в том случае, когда соблюдение Т. п. является в семье нормой.
См. также: Педагогическая культура; Типичные ошибки в семейном воспитании; Уважение к ребенку.