Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_591.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ТЕАТР И ДЕТИ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ТЕАТР И ДЕТИ

ТЕАТР И ДЕТИ


Театр — одно из важных средств эстетического и нравственного воспитания. Театр заставляет задуматься о долге, чести, об ответственности каждого за все, что происходит на Земле. Во время театрального действия активно формируются такие качества, как сопереживание, сочувствие. Театр одновременно влияет на зрителя звучащим словом, деиствием, цветом, светом, музыкой, изобразительно-художественным решением оформления сцены. Поэтому в каждом доме надо создавать атмосферу, способствующую интересу к театру, сначала к домашнему, потом школьному самодеятельному. И на всех этапах — к профессиональному.
Театральная культура школьника, его эмоционально-художественная отзывчивость на спектакль формируются постепенно. Младшему школьному возрасту доступны и интересны зрелищные представления, где они видят декорации, наблюдают игру актеров, слышат музыку. Подростки уже менее восторженны, увиденные спектакли они оценивают более сдержанно, выделяя эмоционально-нравственные и содержательно-познавательные аспекты. Наиболее «театральную» (небольшую) часть школьников этого возраста привлекает игра актеров, музыкальность спектакля.
Отношение старшеклассников к театру более критическое. Здесь уже каждый второй в результате сопоставления, сравнения выстраивает более сложную иерархию эмоционально-эстетических оценок. Старшеклассники сравнивают спектакли через неприятие чего-либо в театре: невыразительность декораций, узость отражения жизни, неоправданная усложненность. В хороших спектаклях они отмечают оформление спектакля, художественно-психологическое раскрытие сценического действия, его динамичность, убедительность, ансамбль актерской игры.
«Искусство... никогда прямо не порождает из себя того или иного практического действия, оно только приуготовляет организм к этому действию»,— отмечал советский психолог Л. С. Выготский. Именно на процесс «приуготовления» детей к поступкам высокой нравственной силы и должны быть направлены дела и помыслы родителей.
Важнейшей предпосылкой художественного воспитания детей является интерес самих родителей к искусству. Установлено, что все семьи могут основательно способствовать художественному развитию своих детей созданием дома благоприятного климата вокруг интереса ребенка к искусству, в том числе и к театру.
К сожалению, многие родители ш.-придают особого значения совместным посещениям театра: бывают с детьми в театре 45% родителей мальчиков и 54% родителей девочек; лишь 14% посещают спектакли регулярно. Хо рошо, если дети ходят в театры не только с родителями, но и с друзьями. Чем старше ребенок, тем важнее для него общение со сверстниками, обмен мыслями и переживаниями, связанными с театром.
Большое внимание должна уделять семья радиотеатру. Средствами радио создается звукозрительный образ. То, что к восприятию радиоспектакля подключен лишь один орган чувств — слух, в значительной степени усиливает работу воображения: в радиотеатре слово будит в нашем воображении конкретный пластический образ. Телевизионный театр тоже может быть хорошим помощником родителей и учителей в воспитании детей.
См. также: Телевидение и дети; Эстетическое воспитание.