Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_594.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ


Одно из осно вополагающих учебных умений, которым должен овладеть каждый школьник к концу обучения в начальных классах,— умение читать бегло, выразительно, сознательно, правильно. Работе по совершенствованию Т. ч. младших школьников необходимо особое внимание семьи. Опыт обучения чтению показывает, что, если своевременно, до окончания начальных классов, ребенок не успевает овладеть навыком чтения незнакомого текста на заданном программой уровне, это серьезно отражается на успешности его дальнейшего обучения на протяжении многих лет.
В начальной школе Т. ч. проверяют 2 раза в год: в конце первого полугодия и в конце учебного года, Первоклассники к концу учебного года должны читать со скоростью 20—25 слов в минуту, учащиеся 2-х классов за минуту должны успеть прочитать 40—50 слов, 3-х 65 75. К концу обучения в начальных классах скорость чтения должна возрасти до 95 слов в минуту. Вот какие требования предъявляет к Т. ч. будущих пятиклассников программа: беглое, осознанное, правильное чтение целыми словами; умение пересказывать самостоятельно прочитанный текст, выделять основную мысль прочитанного, составлять на основе прочитанного словесные иллюстрации и т. д.
Какова нормальная скорость чтения? Необходимо различать чтение вслух и тихое чтение, про себя. Дикторы радио (з их речь является образцом) читают текст со скоростью 120 слов в минуту. Безусловно, возможны отклонения от этой нормы: один человек говорит несколько медленнее, как бы взвешивая каждое слово, другой сыплет скороговоркой. Скорость речи (и скорость чтения вслух) зависит от ряда индивидуальных особенностей человека: темперамента, быстроты реакции, качества зрения и т. д. Изменить скорость речи ребенка очень трудно и порой небезопасно для его психики. Воздействовать на таких ребят необходимо, соблюдая такт и руководствуясь рекомендациями врача-психоневролога и логопеда. Кропотливая и длительная индивидуальная работа позволяет добиться значительных сдвигов в нормализации скорости чтения вслух.
Формирование навыка чтения вслух оканчивается в основном к концу четвертого года обучения — достигается скорость в темпе нормальной монологической речи (примерно 120 слов в минуту).
Значительно сильнее разнится скорость чтения про себя. К такому чтению учащиеся начинают переходить уже в конце второго года обучения. Можно ли разрешать ребенку читать про себя, вам подскажет его учитель. Обычно запрет на тихое чтение налагают в том случае, если ребенок при чтении допускает много ошибок, мешающих ему понять прочитанное.
Скорость чтения про себя может быть значительно выше скорости чтения вслух. Однако отработкой этого навыка в школе не занимаются, сосредоточивая усилия школьников на решении гене ральной задачи — научиться читать бегло, выразительно, сознательно, при внльио. Для решения этой задачи в школах и проводят контрольные проверки Т. ч. Систематическая проверка Т. ч. становится для учащихся стимулом в нелегкой работе, требующей каждодневных самостоятельных усилий. Ребята, как правило, относятся к ней положительно: их привлекает элемент соревнования, возможность показать свои успехи, сравнить их с достижениями одноклассников.
См. также: Общие учебные навыки; Чтение детское.