Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_597.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ТРЕБОВАНИЕ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ТРЕБОВАНИЕ

ТРЕБОВАНИЕ


Требовательность — взыскательное, серьезное, строгое, не терпящее послаблений и поблажек отношение к себе и окружающим.
С самого раннего возраста родители начинают предъявлять требования к ребенку: он должен уметь одеться, умыться, убрать игрушки. С возрастом требования растут: школьнику нужно заниматься, выполнять режим дня, уметь отвлечься от соблазнов и развлечений. Желаемое и обязательное могут не совпадать. Еще с дошкольного возраста следует приучать ребенка подчиняться слову «нельзя», научить его осознанно разбираться в таких позициях, как «хочу» и «надо». Дети требовательных родителей очень скоро начинают понимать разницу между этими словами и безболезненно разрешать противоречие между ними. Детям постарше наряду с предъявлением требований родители должны предоставлять возможность самим сделать нравственный выбор: сходить в кино или позаниматься, навестить заболевшего товарища или поиграть в футбол, послушать музыку или сделать наглядное пособие к уроку и т, д. Борьба мотивов «хочу» и «надо», самостоятельное принятие ребятами решения способствует воспитанию волевых усилий, организованности, дисциплинированности. Требовательность родителей усиливает формирование этих качеств. Если же родители идут на поводу у детей, все им позволяют, не воспитывают тормозов, то дети в таких семьях растут безвольными, избалованными, недисциплинированными.
Т. ребенку должно быть высказано в тактичном, доброжелательном тоне. Ребенку важно объяснить смысл предъявляемых требований. Требовательность должна сочетаться с приучением к соблюдению норм и правил поведения. Родителям следует помнить, что ребенок не может одновременно выполнить много требований, поэтому здесь важно соблюдать меру. Вначале разумнее ограничиться 1—2 требованиями. После того как ребенок научится выполнять их, можно усложнить их или предъявить новое Т. Ни в коем случае нельзя смешивать Т. с мелочной опекой и постоянными запретами. Всегда следует учитывать возраст и индивидуальные особенности детей. Дошкольнику и младшему школьнику можно предъявить Т. в прямой, а иногда даже в категоричной форме. С возрастом требования усложняются. Чтобы подростки не чувствовали, что их воспитывают, требования к ним лучше предъявлять в форме совета, просьбы: «Лена, ты не хочешь помочь мне? Я очень устала!» Характер предъявляемых детям требований бывает самым разным. Он зависит от особенностей ребенка: одному достаточно напомнить, намекнуть, другому Т. надо выразить более категорично. Нужно учитывать и то, кто предъявляет ребенку Т.: уважаемый им человек, авторитетный или неавторитетный. Родителям нужно подумать не только о том, как они будут предъявлять требования, но и о том, когда, в какое время наиболее уместно о них сказать и где, в присутствии других членов семьи или наедине.
Одним из важнейших условий успешного воспитания детей является единство требований со стороны всех взрослых — в семье и в школе, так как именно единые требования ставят ребенка в такие условия, когда не выполнить Т. нельзя. Если между родителями нет согласия в предъявлении требований, то ребенок очень быстро поймет родителей, научится лавировать, приспосабливаться к обстановке. Тяжело переживают дети также разнобой в требованиях учителей и родителей, часто идут на обман, выбирают для себя наиболее выгодный вариант решения вопроса.
Сила личного примера, авторитет родителей играет огромную воспитательную роль в предъявлении требований к детям.
См. также: Авторитет родителей; Дисциплинированность; Единство требований; Избалованные дети; Приучение, упражнение.