Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_598.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Обусловливается рядом причин. К ним относятся: кризисные периоды развития, характерологические и личностные особенности детей и подростков (упрямство, безответственность, несговорчивость, честолюбие, тщеславие, своеволие, непослушание), педагогическая запущенность (невоспитанность, неприлежность, неисполнительность, недобросовестность, неорганизованность, лень), состояние здоровья, устойчивый психологический дискомфорт как следствие систематических неуспехов в учении и связанных с ними неприятностей в школе и дома, развивающиеся на этой основе конфликтность, агрессивность и т. д.
Все эти факторы и обстоятельства могут выступать самостоятельно и в сочетании друг с другом. Т. в этом случае проявляется по-разному: в виде невосприимчивости к воспитательным воздействиям, открытого или демонстративного сопротивления им либо просто в низкой эффективности, безрезультатности воспитательной работы. В таких случаях говорят, что ребенок (подросток) не поддается воспитательным воздействиям, сопротивляется им; или что воспитательная работа с ним трудна, неэффективна, не приносит ожидаемых результатов, он трудный, трудновоспитуемый.
Т.. сопротивление воспитательным действиям, может быть вызвана и другими причинами: педагогической бестактностью, грубостью, нечуткостью родителей и педагогов, непосильностью, противоречивостью и несправедливостью их требований; неблагополучием или конфликтностью взаимоотношений родителей между собой, между родителями и детьми, неблагоприятными условиями жизни, конфликтными взаимоотношениями между ребенком и учителями, коллективом класса и т. д. В этом случае она может носить временный, ситуативный характер. С устранением неблагоприятных условий она исчезает сама по себе, и ребенок выравнивается. Т. может также возникать в условиях гиперопеки, включающей в себя вседозволенность.
Если Т. вызвана педагогической запущенностью, невоспитанностью ребенка, неумением вести себя правильно или его испорченностью неправильным воспитанием и отрицательным влиянием, то тогда для своего преодоления она требует длительной и настойчивой воспитательно- коррекционной работы или перевоспитания в специальных учреждениях. Если Т. обусловлена нездоровьем ребенка (психическими заболеваниями или пограничными состояниями), то необходима консультативная помощь врача-психоневролога, амбулаторное или стационарное лечение, специальные методы воздействия. Временная Т. может быть вызвана возрастными кризами развития. В этом случае требуется индивидуальный подход, такт и особая деликатность в отношениях с детьми, скорректированная система воспитательных воздействий, терпение и время. Во всех случаях для преодоления Т. детей и подростков необходимо устранение причин, ее вызвавших, и постепенное снятие ее последствий.
См. также: Гиперопека; Дезадаптация психическая; Запущенность педагогическая; Избалованные дети.