Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > УМЕНИЯ

УМЕНИЯ


Способность человека выполнять определенные действия в новых условиях, которая обеспечивается ранее приобретенными знаниями. У. начинают формироваться у ребенка еще в раннем детстве. Они охватывают все виды деятельности и по содержанию весьма разнообразны: от элементарных бытовых У., доступных ребенку первого года жизни, до профессиональных У., требующих специальной теоретической и практической подготовки. Профессиональные У. на пути своего развития проходят ряд стадий, которые характеризуются как недостаточно умелая дея тельность (первая стадия формировании У.); отдельные\общие У., высокоразвитое У., мастерство.
Подобный путь формирования проходят и иные У., которыми овладевает ребенок на протяжении всей жизни. Если мы хотим, чтобы малыш побыстрее приобрел самостоятельность — овладел элементарными У. по самообслуживанию,— необходимо помнить о том, что У. формируются на основе подражания и под влиянием специального обучения в процессе многократного упражнения — правильного повторения определенных действий, лежащих в основе данного У.
По мере овладения необходимыми У. возрастает самооценка ребенка. Не случайно, например, в подростковой среде особое предпочтение отдается тем ребятам, которые умеют легко справляться с тем, что вызывает у их сверстников затруднение в силу недостаточной сформированности У.
Когда малыш, вырывая ложку с кашей из материнских рук, пытается орудовать ею сам, он тем самым как бы заявляет о том, что он это (есть ложкой кашу из мисочки) уже умеет. • В период кризиса трех лет бесконечные попытки ребенка обойтись без помощи взрослых, сопровождаемые словами: «Я сам>, — дополнительное доказательство возросших возможностей ребенка в области формирования У., связанных с привычными повседневными действиями, которые он усваивает, подражая взрослым, а также в процессе специального обучения, когда взрослые, ориентируя ребенка на престижность У., показывают ему порядок выполнения каждой операции, из которых складывается У. Следует отметить, что положительный эмоциональный настрой, спокойные и доверительные взаимоотношения между ребенком (обучаемым) и взрослым (обучающим) представляют собой важнейшее условие успешного формирования У.
Формирование У., предусмотренных школьной программой обучения,— важ нейшая задача совместной деятель ностн семьи и школы, в решении которой ведущая роль принадлежит последней. Именно поэтому столь важно, осо бенно для тех родителей, которые ока зывают учащимся младших классов помощь в выполнении домашних заданий, поддержание связи с учителями, формирующими у учащихся учебные У. в соответствии с требованиями методики преподавания конкретного предмета.
Следует также учитывать, что фор мирование любых У. (будь то бытовые, общетрудовые, учебные или профессиональные У.) имеет большое значение для развития и воспитания детей. В процессе формирования У. складывается характер ребенка, у него возникают такие качества, как самостоятельность и активность мышления, способность творческого отношения к труду, критичность и самокритичность.
См. также: Знания; Навыки; Общие учебные навыки; Учение.