Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_614.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ

ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ


Применение Ф, н. & семейном воспитании говорит о низкой культуре родителей, не умеющих справиться с собственным раздражением н плохим настроением, с неудачами в семье или на работе, убежденных в собственной непогрешимости и вседозволенности. Замечено, что дети чаще подвергаются телесным наказаниям в семьях, где пьянствуют один или оба родителя. К сожалению, некоторые считают Ф. н. не только допустимым, но даже необходимым методом воспитания. «Меня родители пороли, и ничего, хорошим человеком вырастили» — расхожее рассуждение таких отцов и матерей. Другие соглашаются, что бить нехорошо, но недоумевают: как же иначе можно заставить детей слушаться?
Иногда молодые родители полагают, что, пока ребенок мал н не понимает объяснений взрослых, его можно в назидание шлепнуть, если он не слушается или капризничает. На первый взгляд от шлепков невелика беда: ребенку не больно, но зато он сразу прекращает баловаться. Тем не менее не следует идти этим путем, с малолетства приучая ребенка не прислушиваться к словам, а подчиняться только силе взрослого. Суть воспитания не н том, чтобы заставить малыша не делать недозволенное, а в том, чтобы постепенно формировать представления о правилах и нормах поведения, учить его, упражнять а хороших поступках, постепенно и терпеливо воспитывать положительные черты. Тогда отпадет необходимость не только в шлепках, но вообще в наказании.
Иногда родители жалуются, что на их детей никакие иные меры, кроме ремня, не действуют. Раскаяние ребенка, слезы н обещания исправиться создают у взрослых иллюзию действенности принятых мер, в то время как это реакция на боль, обиду и унижение. Телесные наказания не способствуют искреннему осознанию ребенком своей вины, парализуют волю, притупляют нравственные чувства. Добиваясь таким образом подчинения, часто не осознанного, а вызванного страхом перед новыми наказаниями, родители не устраняют причины проступков, а лишь временно притормаживают их, подавляют самостоятельность, препятствуют становлению самосознания, формируют заниженную самооценку. Все это способствует новым проступкам детей и, следовательно, новым, более суровым наказаниям. Ф. н. вызывают естественное сопротивление детей. В ответ, защищаясь, они либо обманывают, утаивают (что свойственно дошкольникам и младшим школьникам), либо лгут, грубят (особенно в подростковом возрасте).
Несмотря на ершистость и дерзость, подростка очень легко надломить, сделать замкнутым, недоверчивым. При частых Ф. н. подросток отчаивается, теряет веру в себя, в товарищей, в справедливость взрослых, у него появляется уязвленное самолюбие, ощущение собственной ущербности, несостоятель ностн н в то же время стремление утвердиться любым способом, в том числе н с помощью вызывающего поведения. Ф. н. калечат душу ребенка, навсегда оставляя в ней горестный след, травмируют психику, уродуют сознание, становятся причиной многих детских заболеваний. Нередки случаи, когда, боясь побоев, подросток уходит из дому, привыкает к бродяжничеству. Одним из отдаленных последствий применения Ф. н. могут быть нарушения эмоциональных контактов детей с роди-телями не только в детском, но и в зрелом возрасте, холодные отношения без достаточной душевной близости, что больно ранит обе стороны.
Школьники, подвергающиеся Ф. н. в семье, обычно учатся ниже своих возможностей, труднее справляются с проблемами отношений в классе, особо конфликтны. Учителя замечают, что. как только удается убедить родителей отказаться от угроз' и ремня в воспитании, наладить в доме нормальную обстановку и отношения, научиться правильно требовать и контролировать, дети начинают лучше учиться, резко сокращается количество замечаний, а следовательно, и поводов для наказаний.
См. также: Права и обязанности родителей; Организация деятельности ребенка.