Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_621.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ


Это сознательные предпочтения (или отвержения определенных способов поведения и удовлетворения потребностей. Ц. о. развиваются у человека на основе определенных потребностей и под влиянием культурных образцов их удовлетворения. Например, первичная потребность в новых впечатлениях (познавательная потребность), пока она не превратилась в Ц. о., проявляется в форме любопытства. Любопытный человек при удовлетворении своей познавательной потребности не заботится о том, чтобы соответствовать в своем поведении правилам этикета, культурным образцам и моральным нормам. Недаром в обыденной речи характеристика «любопытный» вызывает оттенок осуждения. Когда на базе познавательной потребности развивается Ц, о., мы говорим не о «любопытстве», а о «любознательности». В отличие от любопытного, у любознательного человека познавательная потребность соотнесена с общественными моральными нормами и культурными образцами, для него ценностью является знание — такая информация, которая имеет общечеловеческое значение. При наличии сознательного предпочтения знания такой ценности, как комфорт, мы говорим о том, что у данного человека имеется Ц. о., необходимая для таких видов исследовательской деятельности, которые сопряжены с риском и неудобствами,— геологоразведки, археологических экспедиций и т. п.
Кроме Ц. о. на .знания у полноценного человека развиваются Ц. о. на дружбу (дружелюбие), труд (трудолюбие), красоту природы, музыки и поэзии и т. п.
Ц. о. закладываются у ребенка в раннем детстве. Хотя нх система формируется под влиянием идеологии и культуры общества в целом, гем не менее непосредственный опыт, который ребенок усваивает в семье, как правили, имеет большее значение. Если родителям свойственно мещанство (сведение жизненных устремлений к безопасности, сытости, покою, материальной обеспеченности узкого домашнего мирка), то и от выходца из этой семьи трудно ожидать (при пассивной социализации) иных Ц. о.
Практически нее дети стремятся в подростковом и юношеском возрасте к активной социализации — активному усвоению системы общественных идеалов и ценностей. Появляются авторитеты и кумиры, иногда далекие или даже противоположные родителям по своим Ц. о. Бессмысленно и вредно противостоять этой юношеской тенденции, можно только попытаться косвенно способствовать тому, чтобы обеспечить позитивную социальную направленность Ц. о. Всякие попытки директивного контроля (приказов, угроз, лишений и т. п.) приводят лишь к открытому или скрытому протесту, принимающему порой уродливые формы.
Это очень непросто -- показать юным призрачность любой стилевой, формальной системы Ц. о. (стиль одежды, танца, форма общения), необходимость системы ценностей, основанной на содержательных идеалах красоты, истины, добра, справедливости. Формирование Ц. о. происходит под влиянием всей идеологии и культуры, "это сложная и кропотливая работа, требующая от духовных наставников, от самого воспитателя высокого уровня духовной культуры, такта, гибкости, непримиримости к формализму и догматизму, выхолащивающему творческий поиск.
См. также: Дружба юношеская; Любознательность; Любовь юношеская; Уважение к ребенку.