Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ЧАДОЛЮБИЕ

ЧАДОЛЮБИЕ


Особый психологический настрой личности в отношении к будущему или имеющемуся собственному ребенку и детям вообще. Ч. выражается в особом эмоционально-чувственном отношении к детям — в умилении, нежности, ласке, желании оказать помощь, в умении проявить внимание к индивидуальным особенностям ребенка, терпение к его капризам, шалостям, «болезням роста».
Ч. составляет одну из сторон более сложного чувства — любви к детям. В более широком смысле любовь к детям рассматривается как норма человеческих отношений и означает проявление заботы и попечительства старшего поколения над младшим. Эту норму каждый усваивает по мере взросления, овладения культурными традициями, копируя образцы взаимоотношений, предлагаемые обществом. Любовь к детям может выступать и как характеристика общих принципов и установок взрослого человека, который понимает, что дети — это радость и богатство семьи, что бережное отношение к ним — долг и обязанность отца и матери. Кроме того, любовь к детям проявляется в чувстве родства, физической близости, в ощущении неповторимости родного человека и осознании ответственности за его благополучие.
Ч. проявляется по-разному. В условиях многодетности оно, по-видимому, выражается ярче: в семье практически постоянно есть грудные и маленькие дети. Родители находятся в длительном состоянии внимания к младенцу, даже если относятся формально к*го воспитанию. Иное дело, когда в семье 1 —2 детей. Даже усиленная концентрация вни-
мания к младенцу ограничена временем его естественного развития.
Обнаруживается большое разнообразие привязанностей и стилей в отношениях к детям, проявляющихся на уровне Ч. Одни очень любят и своих и чужих детей, другие сдержанно проявляют к ним чувства, одни высказывают симпатии ко всякому малышу, другие — только к хорошенькому. Есть люди, которые охотно забавляются с ребенком, когда он здоров н улыбается, и, напротив, стараются держаться подальше, если он болен или капризничает.
Если прежде, при многодетном типе семьи, индивидуальные различия в проявлении Ч. нивелировались н перекрывались социальными предпосылками, побуждавшими иметь большую семью, то теперь, в условиях снижения рождаемости, они обнажились, приобрели самостоятельное значение. Сегодня уровень потребности в детях и их число в семье определяется прежде всего Ч. Повышение его уровня — сложная задача педагогов и родителей. Ведь во многом надо изменить всю систему представлений человека о себе самом, детях, жизненных ценностях.
См. также: Единственный ребенок; Материнство; Отцовство; Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни; Потребность в детях.