Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ЧТЕНИЕ ДЕТСКОЕ

ЧТЕНИЕ ДЕТСКОЕ


В нашей стране за годы Советской власти издано более 140 тысяч книг и брошюр для детей и юношества общим тиражом около 12 миллиардов экземпляров. Растет сеть детских библиотек, увеличиваются их фонды. Все больше книг, в том числе и детских, сосредоточивается в личных библиотеках.
Вместе с тем в последнее время педагоги отмечают снижение интереса детей к книге. Чем можно исправить положение, а еше лучше — предупредить беду?
В педагогической поэме современ-ности «Сердце отдаю детям» В. А. Су-хомлннскнй писал: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,— в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
Дорога книги к сердцу ребенка начинается с родительского слова,которое дает возможность малышу осознать красоту родного языка. Два источника — речь и чтение — еще в дошкольном возрасте позволяют осуществить эмоционально-эстетическую подготовку ребенка к самостоятельному чтению на родном языке.
Наличие в семье книг само по себе еше не способствует формированию у ребенка читательских интересов. Если родители предпочитают проводить время у телевизора, и у ребенка постепенно формируется убеждение, что телевидение вполне может заменить книги. Тем более что начинающему читателю смотреть телепередачи легче и приятнее, чем читать самому.
Замечено, что у отдельных ребят в подростковом возрасте интерес к чтению вытесняется другими склонностями: «Книги забросил — до вечера футбол гоняет», «Научила вязать на свою голову — за книгу теперь не садится*. Причины такого явления самые разные: от переутомления до «неожиданно» возникшего желания выглядеть взрослее и красивее. Необходимо терпеливо н спокойно повернуть ребенка к книге, используя его новые интересы: сыну предложить почитать что-то о выдающемся спортсмене, дочь познакомить с книгой, в которой идет речь об истинной красоте человека...
Отрицательно сказывается на формировании любви к чтению попытка родителей настоять на том, чтобы ребенок читал книги более сложные. Необходимо учитывать возрастные особенности и читательские возможности ребенка. Наращивать сложность чтения нужно постепенно, протягивая ниточку от одной понравившейся книги к другой. Большую осторожность нужно проявлять, рекомендуя детям любимые книги своего детства,— ребенок имеет право самостоятельного выбора.
Надо считаться и с естественными различиями, связанными с полом ребенка. Например, интерес к самостоятельному чтению поэтических произведений девочки проявляют чаще и раньше мальчиков.
Книга, чтение не только были, но и остаются основными источниками интеллектуального развития и сильнейшим средством воспитания в семье. Совместное чтение детей н взрослых, разговор о прочитанном и прочувствованном — благоприятнейшая почва для духовного сближения, породнения родителей и детей, основа их эмоционально насыщенного общения, залог взаимного уважения н роста родительского авторитета.
См. также: Детская библиотека; Газеты и журналы для детей; Телевидение и дети; Техника чтения.