Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ЧУВСТВА Н ЭМОЦИИ

ЧУВСТВА Н ЭМОЦИИ


Потребности человека выражаются в двух формах: в объективной — в форме внешне наблюдаемого поведения, и в субъективной — в форме переживания человеком различных эмоций. Эмоции — это сигналы человеку о том, удовлетворены или не удовлетворены его потребности. Когда человек добивается того, к чему стремится, когда его потребность удовлетворяется, он испытывает различные положительные эмоции — удовольствие, радость, восторг и т. п. Если человек не добивается желанного и ожидаемого удовлетворения потребности, он испытывает отрицательные эмоции —-огорчение, досаду, гнев, обиду и т. п.
Дети очень зависят от своих потребностей, им гораздо труднее терпеть отсрочку в их удовлетворении, поэтому дети очень эмоциональны. Они часто, открыто н непосредственно выражают свои эмоции в интонациях, мимике, жестах (в отличие от взрослых, которые, во-первых, умеют быть более терпеливыми н могут дольше переносить неудовлетворенность потребностей, во-вторых, умеют скрывать свои эмоции, так как их открытое выражение часто считается неэтичным).
Эмоциональность ребенка дает родителям уникальную возможность эмоционального обновления — в этом один из основных компонентов материнского и отцовского счастья. Но в проявлении своих эмоций ребенок настолько же мил, насколько и эгоцентричен. Воспитывая Ч. и э. ребенка, родители должны решить очень непростую задачу — задачу воспитания у ребенка социально приемлемого стиля выражения и переживания потребностей.
Здесь решающая роль принадлежит именно семейному воспитанию, так как эмоциональный стиль формируется фактически полностью в раннем детстве. В своем общении в детском саду ребенок уже опирается на выработанный в семье репертуар эмоциональных реакций.
Чувства — частный вид эмоций, который отличается большей устойчивостью, продолжительностью по времени и отнесенностью к конкретным объектам. Когда ребенок впервые сталкивается во дворе с неприятным ему сверстником — драчуном, первый раз он испытывает только краткую ситуационную неприязнь, но потом, убеждаясь в агрессивности и бесцеремонности этого драчуна, начинает испытывать устойчивое чувство ненависти. Многие устойчивые ценностные отношения базируются на долговременных Ч. и э.
Любовь к родителям — долговременное чувство, которое обыкновенно формируется у детей под влиянием бережного и теплого отношения со стороны родителей. Строгий учитель может и не вызывать чувства любви, но вызывает чувство уважения.
Всякий психически здоровый человек имеет потребность в чувствах. Они требуют того устойчивого каркаса, на котором строится все здание внутренней психической жизни человека. Воспитатель должен уметь подвергать чувства своего воспитанника моральной, педагогической оценке: различать среди них низменные и возвышенные. Низменные — это страсти, в которых сверхсильная потребность толкает человека к безрассудному поведению, всегда угрожающему ущемлением потребностей и интересов других людей. Многие страсти сводятся к вожделению — потребности безраздельного обладания каким-то предметом (возлюбленный как объект страсти вызывает, как и неодушевленная вещь, болезненно-ревнивую потребность безраздельного, монопольного обладания). Возвышенные чувства имеют в той или иной мере компонент восторженного (восхищенного) самозабвения и самоотречения: предмет восхищения идеализируется — превращается в эстетический и этический идеал, которы и преподносится как идеал для всеобщего поклонения, но не как монопольная собственность — средство самолюбования.
Чувства ребенка первоначально эгоцентричны и неблагородны, в них содержатся только самые зачатки способности к нравственному и эстетическому восхищению. С другой стороны, именно ребенок, чистый душой, не переживший трагедии краха личных идеалов, гораздо больше, .чем взрослый, готов научиться бескорыстному восхищению красотой, добротой и мудростью, которые не принадлежат ему лично, но являются общим достоянием. Прививать ребенку способность бескорыстного восхищения, развивать ребенка нравственно, интеллектуально и эстетически — это и означает воспитывать в нем возвышенные чувства.
См. также: Эгоизм; Эгоцентризм.