Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_628.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ЧУТКОСТЬ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ЧУТКОСТЬ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ЧУТКОСТЬ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ


Способность сопереживать, сочувствовать и понимать переживания других людей, внимательно и бережно относиться к ним, помогать им, заботиться о них. Воспитывается в ребенке с младенческого возраста всей атмосферой взаимоотношений окружающих и эмоциональной структурой взаимодействий с самим ребенком. Еще в младенчестве ему свойственна высокая степень врожденной чувствительности ко всем эмоциональным проявлениям, которые адресованы ему,— в прикосновениях, в интонациях, в мимике, во взгляде: он радостно «гукает» в ответ на ласковые интонации, может заплакать при виде плачущего лица. В полгода младенец обладает всеми основными эмоциями. Это достаточная основа для развития в дальнейшем Ч. и о.
Углублению синтонностн (непосредственной эмоциональной откликаемости) способствуют «беседы» с младенцем с использованием разнообразных интонаций. Если для него поют (не только колыбельные и веселые песни, но н «раздумчивые*, печальные, народные), приучают слушать негромкую серьезную музыку, впоследствии это поможет ему улавливать разнообразные оттенки эмоциональных состояний людей и сопереживать им. Однако врожденная младенческая чуткость во многих семьях подвергается разрушительному действию различных шумов, громкого звучания музыки, а главное — раздраженной крикливости старших и скандалов в семье. Потенциал возможной отзывчивости снижается у ребенка еше и нарушением чувства безопасности, когда на него кричат, трясут его и даже бьют за то, что он плачет, не спит, за кажущиеся капризы.
Требовательность родителей должна быть твердой, но корректной, спокойной. Она не исключает внимательности к ребенку (позднее— к подростку). С другой стороны, обращение с ним нельзя сводить только .к ласке. Пусть он слышит и укоризну, ободрение и запрет, требование потерпеть и призыв к усилию, приглашение чем-то полюбоваться, удивиться. Но с возрастом все больше нужно направлять его внимание на то, что вне его.
Пусть ребенок как можно раньше научится делиться лакомствами с другими детьми. Не следует бранить его за то, что отдает товарищам свои игрушки, Подрастая, дети копируют поведение взрослых. Ч. и о. не разовьются в условиях грубости и равнодушия. Не разовьет ее и избирательная ласковость и внимание только к ребенку. Необходимо тренировать его внимательность— сначала к членам семьи, а затем к чужим людям. Рождение младшего братишки или сестренки может быть тол чком к развитию либо заботливости, либо чувства отверженности и эгоизма. Нельзя противопоставлять младенца старшему ребенку, отдавая все внимание и ласку младшему. Нужно вместе заботиться о малыше, вместе любить его. Соучастие в заботе, в уходе н помощи формирует готовность прийти на помощь н умение оказать ее.
Привлечение детей всех возрастов к практической помощи больным и старым (родным и чужим) развивает внимание к нуждам людей, добросердечие, терпимость. Нельзя материально награждать детей за ласку, за внимательность, заботу и помощь: ребенок должен научиться считать такое поведение нормой. Любое соревнование в оказании помощи н бюрократизация добрых дел убивает в детях ростки подлинной сердечности. Интерес родителей к делам и нуждам товарищей своих детей, сближение с ними, рассказы о своих взрослых заботах открывают возможности сотрудничества с ними. Диапазон Ч. и о, подростков может быть расширен от практического участия в делах своей семьи, школы, города, села до масштабов страны и планеты, может давать реальный и весомый результат.
См. также: Культура поведения; Милосердие.