Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_633.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > ЮМОР
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ЮМОР

ЮМОР


Качество человека, проявляющееся в способности видеть смешную сторону возникающих ситуаций, в умении представить что-либо в комическом виде. Дети при их природном оптимизме высоко ценят проявления Ю. в самых его простейших формах. Неистребимая жажда смешного, свойственная детям, придает Ю. огромную силу влияния. Взрослый, обладающий Ю., как правило, любим детьми уже за то, что «с ним весело», а все его воспитательные воздействия приобретают особую силу. Родители, обладающие чувством Ю., проще н естественнее справляются с воспитательными сложностями, разрешая напряженные ситуации.
Однако добродушно-насмешливый подход к происходящему имеет свои границы. Не может подвергаться даже легкой насмешке то, что является для ребенка серьезным. Умение видеть комическую сторону явления должно сочетаться с умением «прочитывать» состояние ребенка.
Недопустим Ю. в тех случаях, когда насмешка может унизить и оскорбить, а также по отношению к переживаниям человека, представляющим для него личностную ценность.
Ю. родителей чаше всего способствует развитию такого качества и у детей. Но Ю. можно развивать н чтением смешных рассказов, ролевыми играми.
Прекрасным помощником выступает Ю. в трудных случаях, когда ребенок устал или у него что-то не получается, или он боится, или проявляет упрямство, или же преувеличеннп оценивает себя при достижении некоторых успехов. Здесь прямое воздействие противо-
показано, оно чаще всеро лишь усугубляет сложность возникшей ситуации. Помогает Ю. при неприятностях, неудачах справиться с унылым состоянием прежде всего самому ребенку: у него, как правило, не хватает сил, чтобы выйти самостоятельно из стресса; переключение его внимания на смешную сторону событий снимает заторможенность.
Способность к тонкому Ю. ребенок приобретает не сразу. Его первые шаги в проявлении Ю. не всегда сохраняют рамки дозволенного. Взрослые должны это понимать н, не пресекая попыток к юмористическому отражению виденного, спокойно, но решительно пресекать все то, что доставляет боль другому человеку, что посягает на высшие духовные ценности общества. Отсутствие улыбки как ожидаемой реакции, холодный, удивленный взгляд, неодобрительная реплика в адрес неудачной шутки, игнорирование услышанного — вот вполне достаточный арсенал воспитательного воздействия для корректирования первых упражнений детей в Ю. Удачная шутка ребенка поощряется, поддерживается родителями.
В том случае, когда Ю. становится самоцелью, когда ребенок шутит ради самой шутки либо ради ожидаемого поощрения, возникает опасность эубо скальства — качества отнюдь не жела тельного, лишенного внутреннего содержания, духовности.
См. также: Такт педагогический; Уважение к окружающим; Уважение к ребенку.