Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/rss_36.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php:337) in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/rss.php on line 221 Словарь семейного воспитания - Семейные отношения и воспитание детей с пониманием. http://infula.ru/ ru Словарь семейного воспитания - Семейные отношения и воспитание детей с пониманием. DataLife Engine АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ http://infula.ru/s1/347-avtoritet-roditelejj.html http://infula.ru/s1/347-avtoritet-roditelejj.html В широком смысле — это влияние родителей на своих детей, в узком — один из видов осуществления власти, воздействия старших на младших членов семьи Иными словами, это духовное воздейст вне родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительно-доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.
Речь об А. р. можно вести только тогда, когда в семье занимаются воспитанием детей, заботятся об удовлетворении их насущных потребностей, защищают от бед и неприятностей. Рели родители отказываются от выполнения своих обязанностей по отношению к де тям, ведут аморальный образ жизни, они надолго, а нередко и навсегда теряют уважение, авторитет в глазах собственных детей с самых ранних лет их жизни. Известна истина: родителей не выбирают. И продолжительное время отец, мать, их советы, требования авторитетны для дошкольника, младшего школьника в силу родственных чувств. Однако в подростковом возрасте А. р. прежде всего основывается на добровольном признании подростками личностного превосходства родителей. Но если в семье намеренно подчеркивают зависимое положение детей, требуют чрезмерного поклонения, послушания, то в таких семьях начинает преобладать властвование родителей, то есть предъявление требований в форме приказа. Негативная сторона авторитарного вое питания заключается в том, что оно требует слепого, безоговорочного подчинения, выполнения требований взрос лого без осознанного их понимания детьми.
Подлинный А. р. можно завоевать лишь в результате постоянной, настойчивой и успешной работы над собой. Он основывается на трезвой оценке своих знаний, умении создать доверительные, уважительные отношения в семье. Это труд упорный, требующий терпения, тактичности. Эффективность его зависит от характера отношений с детьми, понимания их интересов. Ведь многие конфликтные ситуации в семье—плод невнимания, недопонимания, а иногда и прямого нежелания родителей считаться с мнением детей, их трудностями, активным стремлением к само стоятельности. А. р. теряется во много раз быггрп1. чем приобретается. Иногда достаточно одного неверного действия, грубости, нетактичного поведения, чтобы надолго потерять доверие ребенка.]]>
damir Thu, 05 Mar 2009 00:42:38 +0300
АВТОРИТАРИЗМ http://infula.ru/s1/348-avtoritarizm.html http://infula.ru/s1/348-avtoritarizm.html Cтиль руководства, основанный на беспрекословном авторитете руководителя* полном подчинении всех членов общественной группы (в частности, семьи) единственному руководителю, в руках которого безраздельно сосредоточивается вся полнота власти. Такой стиль имеет свои преимущества для организаций особого типа и на ограниченный отрезок времени. Например, единоначалие в армии (А., закрепленный уставом) обеспечивает слаженность действия подразделений во время боевых действий. Но если А. превращается в постоянный уклад повседневной жизни, это приводит к личностной'деформации как начальника, так и подчиненных: первые утрачивают терпимость к разумной критике, самокритичность, вторые инициативность и заинтересованность в результатах деятельности, которую рассматривают как вынужденную тяжкую повинность.]]> damir Thu, 05 Mar 2009 00:44:33 +0300 АДАПТАЦИЯ http://infula.ru/s1/349-adaptacija.html http://infula.ru/s1/349-adaptacija.html Социальная — этим термином обозначают и процесс приспособления человека к новой для него среде, н результат этого процесса. По мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира — его место в мире меняется, н каждый день чем-то нов. В этом смысле детство — непрерывный
процесс А. Содержанием процесса социальной А. и вместе с тем показателем ее успешности является усвоение ребенком правил, норм и традиций культуры, социальных групп. Особо важное значение для успешности А. имеет правильное воспитание детей в дошкольный период.]]>
damir Thu, 05 Mar 2009 01:21:34 +0300
АККУРАТНОСТЬ http://infula.ru/s1/350-akkuratnost.html http://infula.ru/s1/350-akkuratnost.html Исполнительность, точность, тщательность. Черта характера, выражающаяся главным образом в умении пунктуально выполнять условия той или иной деятельности. Противоположная черта — небрежность. А. самым тесным образом связана с ответственностью, внутренней дисциплиной, умелостью, терпеливостью. А. проявляется н в почерке, н в одежде, и во внешнем виде учебников и тетрадей школьника. В массовом виде как свойство значительных слоев населения А. является результатом давних культурных традиций. В ряде стран (ГДР, ФРГ, Нидерланды и т. д.) А., точность, пунктуальность традицнонны как характерные свойства образа жизни, как цели воспитания в семье и школе. В нашей стране издавна при общем положительном отношении к А. значение этого качества характера несколько недооценивалось. Нередко работа выполнялась «на авось». До сих пор бытует мнение, что А. «не про нас», что у нас слишком широкая натура, чтобы быть пунктуальными и т. п. За этими рассуждениями часто скрывается нежелание приложить усилия для того, чтобы поставить себя в более строгие рамки.]]> damir Thu, 05 Mar 2009 01:22:40 +0300 АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА http://infula.ru/s1/351-aktivnost-rebenka.html http://infula.ru/s1/351-aktivnost-rebenka.html Степень внутренней обусловленности его поведения (в отличие от реактивности, прямой обусловленности поведения внешними причинами). А. р. по мере его взросления постепенно возрастает, т. к. внешние воздействия начинают преломляться сквозь призму накопленного опыта.
Уровень активности у разных детей может существенно различаться. Уже в первые месяцы жизни дети обнаруживают различный уровень общей двигательной и, что особенно важно, ориентировочной активности (т. е. движений, направленных на ознакомление с окружающим). Одни дети жадно ищут, «ло-вят> впечатления, другие остаются сравнительно безучастными. В дальнейшем А. р. проявляется не только в его движениях, но н в тех видах деятельности, которыми он овладевает, в его общении со взрослыми и сверстниками. У большинства детей раннего и дошкольного возраста двигательная активность весьма высока. Задача родителей не тормозить («Не бегай!», «Сиди спокойно» н т. д.), а развивать А. р.: поощрять самостоятельность, выдумку, сообразительность, занятия физкультурой, посильный труд. Это положительно сказывается на физическом и психическом развитии. Однако А. р. следует отличать от двигательной расторможен-ности — болезненного состояния, проявляющегося в том, что ребенок не может оставаться спокойным, беспрерывно меняет позы, не успев начать одно ' дело, переходит к другому.]]>
damir Thu, 05 Mar 2009 01:23:35 +0300
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА http://infula.ru/s1/352-akcentuacija-kharaktera.html http://infula.ru/s1/352-akcentuacija-kharaktera.html Чрезмерная выраженность каких-то индивидуальных особенностей (черт) в характере человека. Если изобразить графически степень выраженности каждой черты высотой столбика на диаграмме, то гармоничный (ровный) характер будет описываться гладким профилем (у всех столбиков примерно равная высота), а акцентуированный характер — профилем с острыми пиками и впадинами. Черты, которые попадают на участки пиков н впадин,— это акцентуированные (выраженные) черты.
Рассмотрим, например, такую черту, как отношение к собственности. Доброта, щедрость с ранних лет у ребенка проявляется в том, что он легко делится своими игрушками со сверстникаин. Наоборот, жадность проявляется в неспособности поделиться даже тогда, когда самому какая-то вещь в данный момент не очень нужна. Здесь доброту мы оцениваем как нормальную особенность, а недостаток доброты как отклонение. Но возможен ли избыток доброты? Ведь, казалось бы, «кашу маслом не испортишь». Но нет, оказывается, избыток возможен. Если человек все, что у него есть, раздает всем без разбору, то такое отклонение от нормального характера называют расточительностью. А противоположное по отношению к расточительности свойство — бережливость — принято рассматривать как положительное. Таким образом, психологически грамотному человеку должно быть понятно, что все упомянутые качества взаимосвязаны и могут быть изображены как бы на одной прямой, указывая на уровень развития одной черты характера.
И бережливость и щедрость Слизки «золотой середине» и соответствуют нормальному уровню выраженности данной черты. Тогда как скупость и расточительность — это крайности, это отклонения от нормы, это акцентуированные черты. Наличие акцентуированных черт приносит неудобства не только окружающим, но и самому их обладателю: его поведение становится однообразным, стереотипным, неадекватным по отношению ко многим ситуациям. Например, человек расточительный вне зависимости от ситуации всегда легко расстается со своей собственностью, как будто само избавление от собственности приносит ему удовольствие и облегчение.]]>
damir Thu, 05 Mar 2009 01:24:59 +0300
АЛИМЕНТЫ http://infula.ru/s1/353-alimenty.html http://infula.ru/s1/353-alimenty.html Оставивший семью родитель, помимо права принимать участие в воспитании детей, по закону обязан материально содержать их до совершеннолетия, а в случае их нетрудоспособности — н после достижения совершеннолетия. Предусмотрена возможность принудительного взыскания с одного или обоих родителей А.
А. взыскиваются ежемесячно, и их размер устанавливается государством. Омерзительны в своем нравственном падении некоторые родители, ударяющиеся в бега, переходящие на низкооплачиваемые работы, лишь бы не платить (или платить минимальное) содержание на детей. В этом случае семья, дети страдают материально.]]>
damir Thu, 05 Mar 2009 01:27:49 +0300
АЛЬТРУИЗМ http://infula.ru/s1/354-altruizm.html http://infula.ru/s1/354-altruizm.html Нравственный принцип, в соответствии с которым человек испытывает симпатию к другим людям (не обязательно только к родным и близким), стремится оказать нм помощь, переживает их горести, как свои, готов пожертвовать своим покоем, достатком, временем, своими интересами ради них. Противоположный принцип и качество личности — эгоцентризм. Нейтрализовать эгоцентризм можно путем воспитания противоположного ему А. Русский психолог А. Ф. Лазурский {1874—1917) выделял несколько типов альтруистического поведения. Например, известный в XIX веке русский доктор Ф. П. Гааз, посвятивший свою жизнь активной помощи арестантам, был волевым и деятельным человеком; глубокая вера в возможность нравственного перерождения человечества подвигла на самоотверженный труд великого педагога Песталоцци; горячая любовь к людям в сочетании с расчетливостью и практичностью заставили Роберта Оуэна всю свою энергию отдать беднякам, создавать для них новые формы организации труда.
Яркие примеры А. содержат жизнь и деятельность К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина н других пролетарских революционеров. В. И. Ленин постоянно заботился о товарищах по борьбе, о детях. Находясь в СедлецкоЙ тюрьме.]]>
damir Thu, 05 Mar 2009 01:29:00 +0300
АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ http://infula.ru/s1/355-anomalnye-deti.html http://infula.ru/s1/355-anomalnye-deti.html Имеют такие отклонения от нормального психического или физического развития, преодоление последствий которых требует применения специальных коррек-цйонно-воспитательных (а в ряде случаев и лечебных) мероприятий.
К А. д. относятся дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие), зрения (слепые и слабовидящие), речи, расстройством опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые, с различными сложными дефектами (слепо-глухие, глухие и одновременно умственно отсталые и др.). Особую группу составляют дети с задержкой психического развития, так как эта аномалия является временной и наблюдается только в детском и подростковом возрасте.
Причинами дефектов психического н физического развития у А. д. могут быть наследственные заболевания, заболевания матери во время беременности, повреждения плода, родовые травмы н заболевания ребенка в раннем детстве.]]>
damir Thu, 05 Mar 2009 01:30:05 +0300
АНТИАЛКОГОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ http://infula.ru/s1/356-antialkogolnoe-vospitanie.html http://infula.ru/s1/356-antialkogolnoe-vospitanie.html Составная часть нравственного воспитания. Преследует цель предупредить склонность к употреблению алкогольных напитков, сформировать здоровый образ жизни. Как профилактическая работа проводится в основном с детьми и подростками. По отношению к лицам более зрелого возраста принимает формы перевоспитания людей, в разной степени склонных к употреблению алкоголя, борьбы с пьянством.
Человек — прирожденный трезвенник. Начало употребления спиртных напитков — всегда ненормальный процесс, связанный с преодолением естественного отвращения к яду, которым является алкоголь. Исследование мотивов, побуждающих подростков в возрасте от 12 до 16 лет регулярно употреблять спиртные напитки, показало, что первое место занимает самоутверждение в форме погони за удовольствием, развлечениями («приятно быть немного пьяным», «скучно»). На втором месте — желание не отстать от сверстников («мои друзья тоже пьют», «чтобы друзья не считали меня мокрой курицей»). Третий мотив — ложное убеждение, что алкоголь способен снять физическое напряжение.]]>
damir Thu, 05 Mar 2009 01:31:43 +0300