Воспитание детей > Психические особенности детей разного возраста > Дошкольный возраст - развитие представлений об окружающем мире (овладение элементами научной логики)

Дошкольный возраст - развитие представлений об окружающем мире (овладение элементами научной логики)


Овладение элементами научной логики разрушает непосредственное восприятие объекта (ребенок осваивает научные способы познания действительности). До целенаправленного обучения ребенок дошкольного возраста делает весьма поверхностные суждения о свойствах предметов (феномены Пиаже) [64].
Вот одна из задач на сохранение количества вещества Жана Пиаже. Исследователь выкладывает перед ребенком 2 пластилиновых шарика одинакового размера. Затем один из шариков давится ладонью в лепешку, и ребенка спрашивают: «Где больше пластилина: в шарике или в лепешке?..» Ребенок, руководствуясь непосредственным восприятием, отвечает, что в лепешке!
(Это задачи из серии «что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа?..»)
Попытки решать задачи такого класса с помощью образного мышления приводят к характерным ошибкам. Дело в том, что ребенок 5-6 лет еще не может отделить видимое (площадь) от невидимого (количество пластилина) и рассмотреть эти характеристики независимо друг от друга. Этому его должен научить взрослый (либо к 9-ти годам он «дозреет» сам). Обучение решению подобных задач требует перехода от суждений на основе образов к суждениям на основе понятий [63]. (Понятия — это знания об общих и существенных признаках предметов и явлений, закрепленные в словах.) Ребенок дошкольного возраста может усвоить следующие выработанные человечеством понятия: объем (больше-меньше), длина (не сантиметры и метры, а в смысле короче-длиннее), вес (тяжелее-легче). Меры длины, веса, объема (миллиметры, тонны, литры) усваиваются детьми значительно труднее (но с этим можно не торопиться). Систематическое овладение понятиями начнется в процессе школьного обучения. Ребенок дошкольного возраста успешно овладевает понятиями числа (от 1-го до 10-ти), знака (плюс-минус), времени (час, минута, месяц, год), может рассчитать, сколько у него осталось денег, если было 10 рублей, а истрачено 5, может сказать, сколько ему лет было год назад, какое время года сейчас и какое на очереди.
Существуют понятия, к восприятию которых дошкольники принципиально не готовы. Примером такого понятия может являться слово «млекопитающие». М. Б. Волович в книге «Не мучить, а учить» описывает ситуацию, когда экспериментаторы пытались обучить дошкольников этому понятию. Дети запоминали определение млекопитающих и правильно приводили примеры, но на вопрос «Кто такой кит?..» отвечали: «Рыба». И этим обучение было исчерпано.
Взрослый сознательно наталкивает ребенка на расширение представлений об окружающем мире (именно это мы имеем в виду, когда говорим о целенаправленном обучении научной логике). Не надо садить ребенка напротив и с серьезным лицом объяснять ему понятие «плотность» («Понимаешь, сын, плотность — это...»). Ребенок дошкольного возраста замечательно уточняет представление о свойствах предметов в процессе непосредственной практики. Оказывается, огромное полено не тонет (в весенней луже), а маленькая железка тонет. «Тонет, потому что она железная, железо всегда тонет, — объясняет взрослый. — А дерево никогда не тонет, если только его не нагрузить железом». Ребенок, связывающий способность тела плавать с материалом, из которого оно сделано (но еще не знающий понятия плотности), — это и есть готовый дошкольник. Готовый дошкольник придет однажды к отцу и спросит: «А почему железный кораблик не тонет, ведь он же железный?..» Все, товарищи родители! Вы сделали свое дело! Теперь вашего ребенка надо побыстрее определить в школу!
«Ребенка поражает, что вода превращается в лед, а лед — в воду... Полезно показать ребенку, как действует магнитная сила, притягивая даже сквозь бумагу или стекло иголки, гвозди и любые другие железные предметы; зато никелевые монетки остаются на месте. С магнитом можно обойти всю квартиру и испробовать все металлические предметы: притягиваются к магниту или нет?.... Для детишек постарше и занятия могут быть посложнее. Упомяну лишь одно из них: если прикрепить к стене большой лист бумаги, на который будет направлен луч фонаря, и погасить в комнате свет, то можно карандашом обвести отбрасываемый на бумагу теневой портрет кого-нибудь из членов семьи... в самом фонаре есть увеличительное стекло, но можно купить еще более сильную линзу: пусть разглядывает ребенок линии на коже собственной ладошки и пальцев, волоски на руке, пористую поверхность хлеба и дырки в сыре, увеличенную фактуру ткани вязанного полотна, книжную печать, собственный почерк, головы-ноги разных жучков-паучков, цветочные тычинки и тысячи других удивительных вещей, пока не дойдет черед и до опытов с небольшим микроскопом. Перечень подобных занятий-развлечений можно продолжать до бесконечности.»
(Домокош Варга. Радости родительских забот)