Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_357.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА


Самостоятельная, целенаправленная, систематическая н специально организованная работа над собой по совершенствованию навыков психической саморегуляции; система приемов и способов самовоздействия через механизмы самовнушения, позволяющая регулировать психическое состояние н решать задачи самопознания и самовоспитания.
Суть А. т. заключается в том, что занимающийся вначале под руководством специалиста (или самостоятельно) обучается погружению в сноподобное состояние («аутогенное погружение»), на фоне которого многократно проговариваются общие и специально подобранные формулы самовнушения. Благодаря этому формируются желаемые установки и отношение к себе, к своему здоровью, к окружающим людям, событиям, ситуациям, выполняемой деятельности и т. д. В состоянии аутогенного погружения можно значительно легче настроиться на предстоящую работу, сформировать требуемое самочувствие и общее мироощущение.
Эффективность А. т. обеспечивается использованием трех основных механизмов: а) человеческий мозг наиболее чувствителен к самовоздействиям при сниженном тонусе коры; б) уровень бодрствования мозга может быть снижен за счет расслабления мышц лица, рук, ног, туловища; в) яркие зрительные образы, сопровождающие формулы самовнушения, вызывают и усиливают требуемые ощущения тепла, приятной тяжести, легкости, прохлады, физического покоя. Поэтому основное внимание в А. т. на первых порах уделяют упражнениям, формирующим умение произвольно расслабить различные группы мышц, регулировать частоту и глубину дыхания, управлять своим вниманием (его направленностью и сосредоточенностью на тех или иных объектах), вызывать яркие зрительные образы.
Базовые навыки психической саморегуляции, формируемые при систематических занятиях А. т., позволяют быстро вызвать состояние аутогенного погружения и с помощью формул самовнушения добиться достаточно устойчивого повышения работоспособности, быстрого восстановления после физических и нервно-психических нагрузок и в конечном счете сохранения физического и психического здоровья.
Особое значение А. т. может иметь для школьников, студентов, педагогов, родителей. В этом случае базовая программа А. т. дополняется разделом специальных (ситуативных) умений и навыков психической саморегуляции. Так, для школьников программа самовоспитания на занятиях А. т. предполагает формирование уверенности в себе в ситуациях неопределенности, неуспеха, выработку умения сохранять спокойствие, сосредоточиться на выполняемой деятельности, трудиться увлеченно, с полной отдачей, творчески относиться к любому делу, умения сохранять бодрое оптимистичное настроение, учиться на ошибках.
Обучение навыкам психической само-регуляции в А. т. требует ежедневной ' систематической работы в течение примерно 3—4 месяцев. В педагогической практике А. т. получает все большее распространение как один из эффективных методов самовоспитания.
См. также: Психотерапия; Самовоспитание.