Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_440.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Воспитание детей > Версия для печати > КОЛЛЕКТИВ ШКОЛЬНЫЙ
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > КОЛЛЕКТИВ ШКОЛЬНЫЙ

КОЛЛЕКТИВ ШКОЛЬНЫЙ


Один из видов воспитательного коллектива, в котором органически связаны педагогический и ученический коллективы, родительская общественность, являющиеся ядром школьной воспитательной системы. К. ш. объединяет всех, кто учится и работает в школе, общей практической задачей и общей деятельностью по ее реализации, развивается под воздействием педагогического руководства и самоуправления. К. ш находится во взаимосвязи с внешней средой (семьей, общественностью, шефствующими производственными коллективами, внешкольными учреждениями, учреждениями культуры, средствами массовой информации).
К- ш.— содружество двух относительно самостоятельных коллективов — педагогов и учащихся, воспитателей и воспитанников, обучающих и обучаемых. Основными компонентами жизнедеятельности воспитуемых являются познание, труд, общение, игра. В ученическом коллективе можно выделить формальную структуру, включающую разнотипные первичные коллективы (классы, пионерские отряды, комсомольские группы, спортивные секции, кружки, звенья ученических бригад и т. д.), и неформальную — связи и отношения школьников эмоционально-психологического характера. Общность детей только тогда является коллективом, когда формальные и неформальные структуры не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.
Воспитание коллективом — одно из генеральных направлений в работе школы — прочно противостоит разобщенности учащихся. Но школьный ученический коллектив не может возникнуть сам по себе. Необходимы организующие, направляющие и корректирующие действия взрослых.
Педагогический коллектив, как социально-психологическая общность, влияет на школьников через систему единых требований, деловых связей и отношений учителей-пред метни ков, классных руководителей, руководителей кружков и секций; через общую деятельность и общие суждения о событиях, происходящих в школе.
Эффективность работы педа гогиче-ского коллектива будет обеспечена, если он сплочен и является образцом для коллектива ученического; если педагоги объединяют учеников в коллектив, являющийся инструментом всестороннего развития личности; если педагоги умеют интегрировать все те положительные воздействия, которые испытывают или могут испытывать школьники. А. С. Макаренко писал: «Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива. На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем приеме. В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть и воздействием на коллектив. И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив».
Педагог должен целенаправленно и планомерно расширять внешние связи ученического коллектива и углублять их. Взаимодействие учителя и других взрослых со школьниками строится с учетом индивидуальных возможностей воспитателей «разного профиля» из числа родителей, шефов, выпускников школ. Необходимо повышение его воспитательного влияния на школьников. Самоуправление ученического коллектива играет особую роль в воспитании навыков коллективизма, в формировании инициативы и самостоятельности. Формы детского самоуправления должны вытекать из недр самого детского коллектива, а не копировать формы жнзнн взрослых. Ведущую роль по осуществлению самоуправления, контроля за выполнением обязанностей и защите прав учащихся, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, развитию демократизации и гласности в школе, в коллективе учащихся выполняют комсомольская и пионерская организации. Исходя из особенностей и уровня развития К. ш., создаются постоянные или временные органы самоуправления. Учащиеся вправе самостоятельно определять и по необходимости изменять их структуру, содержание, формы и методы работы.
Все члены К. ш., имея обязанности и права в отношении друг друга, несут персональную и коллективную ответственность за состояние дел в школе. Постоянно действующим органом коллегиального управления школой является школьный совет, образуемый из представителей К. ш., который определяет его численность и персональный состав. Школьный совет обладает правом окончательного решения основных вопросов школьной жизни.
См. также: Комсомол; Педагогическая культура; Родительский комитет школы; Самоуправление школьное.