Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/cache/related_459.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/infula.ru/engine/modules/functions.php on line 339
Воспитание детей > Словарь семейного воспитания > ЛЮБОВЬ ДЕТСКАЯ
ЛЮБОВЬ ДЕТСКАЯ |
Дети довольно рано начинают отличаться друг от друга по тому, как они проявляют чувство любви. Сама способность ребенка любить кажется ни от кого не зависящим «даром небес», перед отсутствием которого у взрослых опускаются руки. Конечно, не каждый человек достигнет в своей жизни вершин любви, но есть нечто, объединяющее всех детей и позволяющее говорить о детской любви. Это прежде всего ключевое значение любви в жизни и развитии ребенка, возрастное своеобразие ее проявлений н роль взрослых в воспитании способности ребенка любить и проявлять свою любовь. Любовь, как определяют это понятие психологи,— самоотверженная сердечная привязанность. Если воспринимать ребенка как взрослого в миниатюре н ожидать, что первые же проявления его любви будут отмечены сердечностью и самоотверженностью, то разочарование почти неизбежно. До 7—8 месяцев младенец лишь принимает родительскую любовь, которая образует необходимую для его жизни среду, доставляет ощущения радости и закладывает первые основы доверия к миру. Лишь в 7—8 месяцев возникает активная и направленная привязанность к родителям — малыш стремится привлечь к себе их внимание и удержать их около себя. Он часто выглядит узурпатором, деспотически использующим родителей как свою безраздельную собственность. Но это лишь внешнее впечатление, ибо на самом деле он почти буквально привязан к родителям своей зависимостью от них: нуждается в их поддержке н защите от незнакомого и пугающего мира. Итак, первый шаг детской любви — жизненно необходимая привязанность к родителям, зависимость от них. Начинающийся этим шагом этап продлится до 2,5—3 лет, когда в лексиконе ребенка появится слово «Я». Суть этого этапа состоит в постепенном уменьшении зависимости от взрослых и увеличении самостоятельности ребенка. Если младенца взрослые вносили в жизнь на руках, то в начале зтого этапа они идут впереди ребенка, расчищая ему дорогу и обеспечивая безопасность, затем — рядом и за руку, затем — просто рядом, а затем и уступая дорогу ребенку, но сохраняя готовность прийти на помощь в нужный момент. Насколько при этом вынужденная привязанность ребенка к взрослым будет перерастать в привязанность сердечную, во многом зависит от тактики воспитания. Чтобы чувство любви формировалось по «оптимистическому» типу, ребенок должен иметь возможность действовать все более и более самостоятельно, будучи уверенным в поддержке взрослых при необходимости. В этом случае положительное эмоциональное отношение к взрослому все меньше и меньше определяется зависимостью, отрывается от нее и обретает черты сердечной привязанности. Такая любовь снимает тревожность, делает ребенка уверенным в себе, создает психологический комфорт и наилучшие условия для развития личности. «Пессимистическая» любовь, направляемая «страхом утраты», чаще проявляет себя криком, плачем, капризами, истериками. «Оптимистическая» же использует положительные знаки внимания ко взрослому, опирается на стремление заинтересовать и привлечь его, а не просто вынудить быть рядом. По мере созревания личности и расширения круга общения «пессимистическая» любовь уступает место более зре- лой «оптимистической». Этот процесс не обязательно совпадает с паспортным возрастом — он зависит и от качества психического здоровья, и от характера личности, и от жизненного опыта. Поэтому часть взрослых сохраняет детский, «пессимистический» стиль любви, в то время как часть детей быстро формирует стиль «оптимистический». В 3—5 лет проявления детской любви могут маскироваться упрямством н негативизмом. Логика взрослых «слушаешься — любишь, не слушаешься — не любишь» здесь неуместна. Ребенок испытывает и тренирует силу и самостоятельность своего «Я» (без них едва л н будет возмож на са моотвержен-ность), поэтому даже его стремление походить на любимого нм человека реализуется под девизом «Я сам». Подавление этого ведет либо к конфликтам, чреватым страхом утраты любви, либо к окрашиванию чувства любви переживаниями своей виновности, подчиненностью и заискиванием. По мере расширения круга общения у ребенка возникают новые — часто с очень сильной эмоциональной окраской — привязанности. Это и детская влюбленность 5—7-летних, и любовь первоклассника к учительнице. Не все родители переносят это безболезненно. Однако всегда лучше поддержать у ребенка чувство любви, в котором уже отчетливо звучит не только сердечность, но и самоотверженность. К9—10 годам большинство детей сознает чувство любви. Ребенок этого возраста с умудренностью старца может сказать: «Счастье — это когда тебя любят те, кого ты любишь». Важно в семье предоставлять ребенку, начиная с раннего возраста, образцы переживания и проявления любви в обыденных отношениях. Чтобы воспитать у ребенка зрелую способность к любви, от взрослых требуется не только терпение, мудрость и такт, но и постоянное развитие этой способности в самих себе. См. также: Любовь юношеская; Психосексуальное развитие ребенка; Такт педагогический; Уважение к ребенку; Чувства и эмоции. |